Управление железнодорожными узлами и перспективы их автоматизации (Глава 18 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 6

Оперативному персоналу УАДЦУ выдается выходная информация, которая включает отображение графика исполненного движения поездов на графическом терминале, фактический и планируемый подход к узлу, формирование поездов на станциях узла. На алфавитном терминале представляются характеристика поступающих в узел поездов, прогноз подхода местных вагонов, назначение груза по клиентам, фактическое наличие вагонных парков в подсистемах узла и их характеристика. По запросу поступают данные о наличии и значении отклонений от норм при выполнении технологических процессов, о завершенных технологических операциях в подсистемах узла, перечни вагонов, подлежащих вывозу и развозу, данные о них, прогнозное время вывоза и развоза.

Функция «Задание режимов работы системы и подсистемы узла» служит для обеспечения переходов системы на режим работы с сокращенным набором функциональных задач в случаях отказов технических средств или проведения профилактических работ. «Задание маршрутов движения» служит для обеспечения управления стрелками и сигналами на станциях участков, находящихся на центральном управлении, выдачи заданий дежурным по станциям узла на прием и отправление поездов. При реализации функции «Задание режимов работы системы и подсистемы узла» выполняются работы по прогнозированию поездной ситуации на управляемом полигоне и определению баланса парков вагонов и локомотивов в подсистемах узла. Согласовываются планы поездной работы узла и поездной ситуации на прилегающих к узлу участках, планируются управляющие воздействия. По итогам выдаются задания оперативному персоналу станции узла на реализацию заданных режимов работы. В процессе реализации функции «Задание маршрутов движения» выполняется взаимодействие диспетчерского персонала с ДСП станций и ДСП с устройствами ЭЦ. При этом обеспечиваются контроль приготовленных маршрутов и их реализация. По итогам работы документируются данные фактического выполнения операции по приему-отправлению поездов, занятия элементов станции.

Комплекс задач «Автоматизированная разработка плана поездной и грузовой работы узла» предназначен для разработки плана поездной, грузовой работы станций узла и узла в целом, контроля реализации плановых решений и ввода корректировочных мер. При реализации перечисленных функций выполняются сбор данных о местоположении вагонов и поездов на станциях узла, получение прогноза выхода локомотивов из депо. Разрабатываются плановые решения и управляющие воздействия и пути их реализации. Осуществляются контроль исполнения плановых решений, их эффективности, разработка и ввод корректировочных мер. Функциональной основой планирования поездной работы узла является разработка моделей работы каждой подсистемы и узла в целом. Выбор необходимой модели для реализации осуществляется планирующим лицом по конечным результатам моделирования.

В целях эффективного функционирования УАДЦУ требуется его надежное информационное обеспечение. Оно базируется на динамической модели текущего состояния объектов узла, данных о вагонных и локомотивных парках, обслуживаемых в подсистемах узла, данных нормативно-справочной информации. Динамическая модель текущего состояния управляемых объектов отражает в реальном времени все процессы, протекающие на управляемых объектах узла, прогнозирует изменение технологического состояния каждого объекта при завершении операций с поездами, вагонами и локомотивами. Динамическая модель УАДЦУ включает: базу исходных данных для моделирования, прогноз подхода поездов в узле; модель работы сортировочной станции узла; модель внутриузлового передаточного движения; модель работы грузовых станций, грузовых пунктов, подъездных путей; массивы отчетных данных (ведение архива). В состав базы исходных данных для ведения динамической модели входят массивы ТГНЛ поездов, подлежащих обработке; вагонов, находящихся в узле (с указанием номера, местонахождения, кода операций, состояния); натурных листов на сформированные поезда в узле; локомотивов, задействованных в план поездной работы узла.