Управление железнодорожными узлами и перспективы их автоматизации (Глава 18 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 4

Функциональный состав автоматизированного диспетчерского центра включает: слежение за поездной ситуацией в узле; автоматический контроль выполнения технологических процессов в узле; взаимодействие человека с системой; обеспечение информацией о наличии локомотивов и бригад; автоматизированную разработку плана поездной и грузовой работы узла.

Комплекс задач «Слежение за поездной ситуацией в узле» предназначен для: слежения за поступлением и выходом из узла поездов, их проследованием по внутриузловым участкам и станциям, фиксирования их местоположения; отображения поездной ситуации на терминалах оперативного персонала и табло-мнемосхеме; логического выявления неидентифицированной (неопознанной) подвижной единицы. При этом повышаются оперативность и качество контроля реализации управляющих воздействий на объекты управляемого полигона; улучшаются полнота и качество информации о функционировании объектов управления, представляемой оперативному персоналу. Осуществляется контроль за состоянием всех блок-участков и станционных путей узлах, всех элементов централизации, занятых подвижной единицей, за приготовлением и реализацией всех поездных маршрутов на станциях. На табло-мнемосхеме УАДЦУ предусмотрено отражение номеров поездов, задействованных в системе. Ввод номера поезда осуществляется по двум вариантам: автоматически - из УАДЦУ, АСОУП и АСУСС, вручную по любому занятому поездом элементу ДЦ и ЭЦ. Открытие станционных поездных сигналов заблокировано для предотвращения отправления поездов с браком, без введенного в систему номера или другой регламентированной информации.

Вычислительный комплекс осуществляет ведение поездной модели в реальном времени. Предусматривается ввод в систему номера и индекса поезда и направления его движения относительно контролируемого объекта, контроль корректировки ввода информации о местоположении поезда и о поезде, контроль полноты ввода данных о поездах, появившихся на управляемом полигоне без номера. При этом комплекс технических средств автоматически исключает информацию о поездах из системы в случае их выхода за пределы управляемого полигона и фиксирует поездную ситуацию с отображением поездного положения на табло-мнемосхеме. Формируется запрос о выдаче информации о поездном положении на станциях узла на терминал оперативного персонала, и фрагменты поездной ситуации отображаются на видеотерминалах АРМ персонала. Корректируется информация о местонахождении поездов и вагонов в подсистемах узла. В процессе выполнения всех функциональных действий осуществляется индикация некорректности ввода информации или исключения ее из системы при появлении неидентифицированного поезда.

Комплекс технических средств, обеспечивающий реализацию перечисленных функций, включает вычислительный комплекс, терминальное оборудование в составе АРМ оперативного персонала, устройства управления и индикации номеров поездов на табло-мнемосхеме центра управления. Вычислительный комплекс осуществляет функции автоматического слежения за изменением поездной ситуации, перемещением поездов и вагонов на управляемом полигоне, ведет динамическую модель поездного положения и контролирует ввод информации о местонахождении поездов и вагонов, появившихся на управляемом полигоне. Также контролируется корректность ввода и исключения информации о поездах и вагонах, ход погрузки и выгрузки. Терминальное оборудование подсистемы представляет собой субкомплекс оборудования АРМ оперативного персонала, укомплектованный графическим модулем индикации цветного изображения, алфавитно-цифровым модулем черно-белого изображения, пультом с функциональной клавиатурой.

Графический модуль индикации предназначен для отображения поездного положения с привязкой к конкретному месту узла. Для отображения справочной информации, индикации о появлении неидентифицированного поезда, другого подвижного состава, возможности запроса о местонахождении поездов и вагонов и ввода данных о поезде вручную используется алфавитно-цифровой модуль индикации с клавиатурой.