Управление железнодорожными узлами и перспективы их автоматизации (Глава 18 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

Процессы интеграции (объединения) управления станциями узла начались на практике. Централизация управления осуществлена в Брестском узле. Для централизованного управления Львовским узлом создано интегрированное табло для оперативного слежения за состоянием объектов управления, проведена работа по централизации управления в Махачкалинском узле и др.

В 1988 г. МПС утвердило техническое задание на создание централизованных систем управления железнодорожными узлами на Донецкой, Белорусской и других дорогах сети. На первом этапе предполагается объединение в единую систему управления разрозненных железнодорожных станций узла и создание на этой основе экономически более мощного, чем отдельные станции узла, объединения - «железнодорожный узел», к которому могут быть приписаны в хозяйственно-экономическом отношении и близлежащие к узлу промежуточные станции и раздельные пункты.

Централизация диспетчерской, а также административно-финансо вой деятельности требует развитой сети сбора, обработки и обмена информации, призванной создать предпосылки для применения качественно новых методов управления эксплуатационной работой, совмещения информационных потоков для решения задачам управления и учета. Это способствует реализации противозатратных методов хозяйствования. Функциональными элементами такой системы управления, как «железнодорожный узел», являются подсистемы и комплексы задач сортировочной, грузовой и коммерческой работы, планирования работы диспетчерских смен, координации вспомогательных и эксплуатационных служб, бухгалтерского учета, материально-технического снабжения и административной деятельности.

Рис. 18.1. Структура АДЦУ железнодорожным узлом

Система оперативного управления работой железнодорожного узла относится к сложным человеко-машинным системам; состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов; изменение в функционировании какого-либо из них отражается на характере функционирования других и на системе в целом. Сама система и большинство входящих в нее элементов являются многофункциональными. Взаимодействие структурных элементов в системе происходит по каналам обмена вагонами, поездами и информацией. Железнодорожный узел представляет функциональное единство административного, оперативного и экономического управления.

Узловой автоматизированный диспетчерский центр управления (УАДЦУ) предназначен для автоматизированного управления поездной и грузовой работой всех элементов железнодорожного узла на основе достоверного и своевременного отражения поездного положения на сортировочных и грузовых станциях, состояния грузовых пунктов, планирования объемов работы для каждого элемента с учетом загрузки технических средств и оперативного персонала (рис. 18.1). Технологическую основу функционирования узла составляет реальная модель вагонных парков в подсистемах узла. В состав железнодорожного узла входят сортировочные, грузовые и другие станции, на которых по единому графику и единому технологическому процессу выполняется поездная и грузовая работа.

Управление в железнодорожном узле осуществляется системой АДЦУ путем обработки информации, которая в реальном масштабе времени снимается с объектов управления посредством автоматических датчиков или вводится в систему оперативным персоналом через свои АРМ. Автоматически информацию снимают с путей, оборудованных устройствами СЦБ. Однако подъездные пути в железнодорожных узлах, как правило, не оборудованы этими устройствами. Информацию с них передают приемосдатчики или составители, которые используя переносные радиостанции, связываются с соответствующими постами старших приемосдатчиков. Последние вводят информацию в свои АРМ, которые, являясь абонентами узловой сети передачи данных, производят первичный контроль, обработку входящей информации и затем передают ее в соответствующие пункты сети.