структуры автотранспортных средств по сроку их эксплуатации в первую очередь за счёт приобретения автомобилей особо малой и малой грузоподъемности. На речном транспорте используются суда для перевозки грузов со сроком эксплуатации 10 и более лет. При этом около 90% судов имеют срок эксплуатации свыше 15 лет. Поэтому, представляется целесообразным рассмотреть задачу структурной реорганизации и изменения сферы деятельности речного транспорта. На белорусской железной дороге износ грузовых вагонов составляет около 80%, что ставит задачу их закупки, как за рубежом, так и производства СЗАО «МогилёвТрансВагон». Для этих целей требуется выделять значительные капитальные вложения, что настоятельно ставит задачу более эффективного использования имеющегося и вновь приобретаемого подвижного состава.
2.2 Прогнозирование развития рынка транспортных
услуг Республики Беларусь на период 2007-2011 годы
По статистическим данным объёмы перевозок грузов и грузооборот по видам транспорта имеют значения, приведенные в таблице 2.2 и 2.3 [12].
Таблица 2.2 – Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования, млн. т
год |
Все виды транспорта |
В том числе |
|||
железнодорожным |
автомобильным |
водным |
воздушным |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1995 |
424,6 |
73,4 |
350,0 |
1,2 |
0,02 |
1996 |
339,5 |
75,9 |
262,6 |
1,0 |
0,03 |
1997 |
353,7 |
88,3 |
263,6 |
1,8 |
0,03 |
1998 |
366,4 |
87,9 |
276,1 |
2,4 |
0,00 |
1999 |
335,9 |
85,9 |
248,4 |
1,6 |
0,00 |
2000 |
316,4 |
88,0 |
226,7 |
1,7 |
0,00 |
2001 |
296,7 |
84,6 |
210,6 |
1,5 |
0,01 |
2002 |
307,1 |
93,6 |
211,9 |
1,6 |
0,01 |
2003 |
331,3 |
105,9 |
223,2 |
2,2 |
0,01 |
2004 |
368,5 |
111,2 |
254,9 |
2,4 |
0,01 |
2005 |
418,9 |
125,1 |
290,8 |
3,0 |
0,01 |
Таблица 2.3 – Грузооборот по видам транспорта общего пользования, млн. т-км
год |
Все виды транспорта |
В том числе |
|||
железнодорожным |
автомобильным |
водным |
воздушным |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1995 |
35242 |
25510 |
9539 |
133 |
60 |
1996 |
34887 |
26018 |
8658 |
88 |
123 |
1997 |
39888 |
30636 |
9065 |
103 |
84 |
1998 |
40180 |
30370 |
9686 |
112 |
12 |
1999 |
39830 |
30529 |
9232 |
56 |
13 |
2000 |
41214 |
31425 |
9745 |
26 |
18 |
2001 |
40037 |
29727 |
10241 |
41 |
28 |
2002 |
45665 |
34169 |
11400 |
59 |
37 |
2003 |
51306 |
38402 |
12710 |
160 |
34 |
2004 |
54531 |
40331 |
13969 |
182 |
49 |
2005 |
58763 |
43559 |
15055 |
90 |
59 |
Прогнозирование производится с помощью метода экстраполяции тенденций с использованием стандартного пакета прикладных программ EXCEL. В дипломном проекте прогноз составляется для следующих показателей: перевезено грузов транспортом общего пользования, перевезено грузов железнодорожным транспортом, перевезено грузов автомобильным транспортом, грузооборот транспорта общего пользования, грузооборот железнодорожного транспорта, грузооборот автомобильного транспорта.
На основании данных таблицы 2.2 (столбец 2) строится график, отображающий динамику изменения показателя за истекший период (рисунок 2.3)
Рисунок 2.3 – Динамика изменения показателя «Перевезено грузов транспортом общего пользования»
На основании рисунка 2.3 и представленного на нём графика производится подбор аппроксимирующей функции. Подбор линии тренда осуществляется с использованием EXCEL. Для сравнения выбирается две функции: линейная и парабола. Результаты подбора двух уравнений тренда представлены на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика изменения показателя «Перевезено грузов транспортом общего пользования» и графики аппроксимирующих функций
Производится оценка качества и точности линейного тренда: :
1. рассчитывается теоретическое значение каждого уровня динамического ряда путём подстановки в линейную функцию порядкового номера года;
2. рассчитывается остаточная (случайная) компонента временного ряда, равная разности фактического () и теоретического () значений показателя;
3. проверяется соответствие распределения случайной компоненты нормальному закону распределения с помощью исследования показателей асимметрии - и эксцесса -:
, (2.1)
, (2.2)
где n – количество значений; - случайная компонента, равная разности фактического и теоретического значений показателя.
Промежуточные расчёты всех этапов представлены в таблице 2.4.
Из таблицы 2.4 значения подставляются в формулы (2.1) и (2.3):
; .
Для оценки близости этих коэффициентов к нулю вычисляются средние
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.