Транзитом в Европу

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ТРАНЗИТОМ В ЕВРОПУ

Выгодное географическое положение Украины на пути основных товарных потоков между Европой и Азией, Балтийским морем и Черным морем, наявность развитой транспортной сети с выходом к морю – все это содействует прохождению международного транзита территорией Украины. По выводам английской консалтинговой компании Rendall, Украина имеет самый высокий в Европе рейтинг транзитного государства.

Современные тенденции развития мировой экономики характеризируются расширением экономических связей между странами и континентами, и в результате, увеличением объемов международной торговли, что обуславливает постоянное увеличение транснациональных транспортных потоков и международного транзита пассажиров и грузов.

Первые шаги к системному развитию международных транспортных связей стала в середине 80-х гг. инициатива Комитета внутреннего транспорта ЕЭК ООН по исследованию транспортных потоков между скандинавскими странами и Южной Европой с целью использования на этих направлениях общего подхода к решению проблем. А уже в начале 90-х гг. между странами Европейского Союза и странами Центральной и Восточной Европе была создана сеть международных транспортных коридоров.

Международный транспортный коридор – это комплекс наземных и водных транспортных магистралей с соответствующей инфраструктурой, дополнительными сооружениями, подъездными путями, пограничными переходами, сервисными пунктами, грузовыми и пассажирскими терминалами, оборудованием для управления движением. Для успешного функционирования транспортного коридора необходимо также внедрение организационно-технических мероприятий, законодательных и нормативных актов, которые обеспечивали бы перевозку грузов и пассажиров на соответственном требованием ЕС уровне.

Принципы создания международной транспортной сети изложены в документах, разработанных в ЕС, ООН и других международных организациях. Наиболее полно они сформулированы в следующих документах:

— Декларации Первой Пан-Европейской конференции по вопросам транспорта (31 октября 1991 г. Чехословакия, Прага);

— Декларации Второй Пан-Европейской конференции по вопросам транспорта (14-16 марта 1994 г. Крит, Греция);

— Декларации Третьей Пан-Европейской конференции по вопросам транспорта (23-25 июня 1997 г. Финляндия, Хельсинки).

Первая и вторая Пан-Европейские конференции утвердили основные требования к транспортной сети. На Второй Пан-Европейской конференции было определено приоритетным развитие девяти транспортно-коммуникационных коридоров, которые получили название "критские". На третьей Пан-Европейской конференции принято решение о создании коридора №10.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 16 декабря 1996 года был утвержден список транспортных коридоров, которые проходят через территорию Украины и являются ее составляющей сети международных транспортных коридоров, которые Украина намерена предложить для включения в эту сеть. В список вошли коридоры: Балтийское море – Черное море (Гданьск-Одесса, Польша, Украина); Евро-Азиатский (Ильичевск – паромная переправа через Черное море – Грузия – Азейбарджан – паромная переправа – Туркмения; Европа-Азия (на Волгоград, Махат, Чарджоу); ЧЕС (Причерноморские страны).

Предложения Украины о расширении сети транспортных коридоров в пределах ее територии с целью объединения транспортных систем Европы и Азии, которые рассматривались на Третьей Пан-Европейской конференции по вопросам транспорта и на международной транспортной конференции государств Черноморского региона (Киев, май, 1997 г.), подняли вопрос создания сети европейских транспортных коридоров на новый уровень. Хотя было отмечено, что преградой к интеграции в данный момент становится несоответствие развития транспортных систем Украины и стран бывшего СССР с одной стороны и европейских государств – с другой. На этом же представительском форуме был создан Комитет по разработке конкретных проектов и разработке общей платформы 16 стран, которые признали пространство Черного моря как пан-европейскую транспортную зону.

Кроме определения транспортных коридоров Пан-Европейскими конференциями, существует практика создания международной транспортной сети в рамках двух- и многосторонних соглашений.

Так, транспортный коридор Балтийское море – Черное море начал действовать и развиваться с 1998 г. в рамках двусторонних отношений Украины и Польши. В начале 1998 г. в Варшаве состоялись переговоры между украинской и польской делегациями в рамках Консульского комитета Президентов Украины и Польши относительно вопросов соединения по маршруту Гданьск-Одесса, а в конце этого же года на первом заседании совместной украинско-польской рабочей группы уже были согласованы трассы прохождения автомобильных и ж\д дорог, рассмотрены вопросы источников финансирования необходимых работ.

В рамках развития экономических связей между странами Европы и Азии создано коридор Европа-Кавказ-Азия (TRACECA) и его сухопутный по территории Украины коридор Балтийское море – Черное море.

История создания этих коридоров начинается еще с мая 1993 года, когда в Брюсселе состоялась международная конференция в рамках программы ЕС TACIS, направленная на решение вопросов технической и финансовой помощи странам СНГ. В ее работе приняли участие министры транспорта восьми центрально-азиатских республик бывшего Советского Союза (Азербайджан, Армения, Киргизстан, Таджикистан, Грузия, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан), географически и геоэкономически связанных с Азербайджаном через бассейн Каспийского моря, на дне которого сосредоточены большие запасы энергоносителей. Странами-участниками этого форума была создана и одобрена программа TRACECA, которая позже начала реализовываться при финансовой поддержке Европейского Союза через конкретные проекты TACIS.

Похожие материалы

Информация о работе