Транзитом в Европу, страница 4

Материальные выгоды государства от осуществления контрейлерных перевозок значительно больше, чем от проезда тех же автопоездов автомобильными дорогами, поскольку железной дорогой перевозки производятся отечественными перевозчиками, а плата за пользование ж\д инфраструктурой является более адекватной затратам на ее поддержку и обновление. Кроме того, не последнюю роль при подсчете преимуществ для страны может играть охрана окружающей среды от загрязнения и загазованности.

После принятия в 1996 г. постановлений Кабмина Украины "О создании в Украине транспортных коридоров и вхождение их в международную транспортную систему" и "Первоочередные мероприятия для создания национальной сети международных транспортных коридоров" и с учетом решений Государственной комиссии по вопросам транспортных коридоров и международных договоров была разработана Концепция создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров, в которой изложены основы развития украинской сети международных транспортных коридоров во взаимодействии с общеевропейской сетью.

В Концепции обусловлены географические направления и конкретный перечень транспортных коридоров, их инфраструктура, вариант развития, а также поданы рекомендации по исполнению принципов международной транспортной политики, принятых в Европейском Сообществе, развитии инфраструктуры и сервиса, пересечении государственных границ, тарифной политики, экологических требований, безопасности и так далее.

Главными направлениями развития транспортных коридоров определены:

— поэтапный переход на позиции международной транспортной политики;

— внедрение принятых Украиной положений Европейских меморандумов, протоколов, соглашений о создании транспортных коридоров;

— привлечение к участию в создании сети транспортных коридоров отечественных и зарубежных структур всех форм собственности;

— переход на рыночные основы функционирования транспортно-дорожного комплекса, элементами которых является приватизация государственных предприятий, демонополизация, конкуренция.

Комплексной Программой утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 гг. предусмотрено два варианта строительства автомобильных транспортных коридоров – реконструкция и модернизация существующей сети автомобильных дорог, строительство новой автодорожной транспортной системы с полным комплексом инфраструктуры согласно с международными стандартами. Причем сооружение новых автодорог должно осуществляться за счет негосударственных средств с привлечением на конкурсных засадах как отечественного, так и иностранного частного капитала под контролированием и при участии государства. Проезд построенными за счет частных инвестиций новыми дорогами должен быть платным, а размер платы – достаточным для окупаемости вложенных средств дополнительного дохода будут предоставляться в концессионное пользование акционерам.

Запланированная общая стоимость затрат – 31 млрд. грн (из которых 4,6 млрд. грн. бюджетные), на первом этапе (2002-2005гг.) составляет 21,4 млрд.грн. (4,6 млрд. грн. бюджетные), на втором – (2006-2010гг.) – 9,8 млрд. грн. Основная часть этих средств планируется на мероприятия, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, и в частности, проведения автодорожных работ на маршрутах международных транспортных коридоров.

По материалам Межведомственного аналитическо-консультационного совета по вопросам развития продуктивных сил и производственных отношений при Кабинете Министров Украины