Транзитом в Европу, страница 2

Основной задачей этой программы стало создание международного глобального транспортного коридора Запад-Восток, который пройдет с Западной Европы через Черное и Каспийское моря в страны Центральной Азии и далее – к Китаю.

На конференции, которая проходила в Афинах в октябре 1996 г., к программе TRACECA были включены Украина и Монголия.

Активная работа по реализации программы TRACECA началась с 1998 г. после подписания в Баку в рамках международной конференции "Обновление исторического Шелкового пути" двенадцатью странами, в том числе и Украиной "Основного многостороннего соглашения о развитии коридора Европа-Кавказ-Азия".

В последнее время широко обсуждаются вопросы формирования Южного транспортного коридора Восток-Запад от Лиссабона к Киеву. Основу его составляет международный транспортный коридор №5, который проходит с Италии через территории Словении, Венгрии, Словакии и Украины.

Создание полной системы Южного коридора Восток-Запад на базе международного транспортного коридора №65 было основной темой Венецианской конференции, которая состоялась 2 марта 2002 г. (Италия) и Международной транспортной конференции по вопросам инфраструктуры МТК №5, которую организовали Министерство транспорта Украины в Киеве 23 октября 2002 г.

Сегодня территорией Украины проходят четыре "критских" транспортных коридора №3, 5, 7, 9, а также коридоры Европа-Кавказ-Азия (TRACECA) и его сухопутная часть Балтийское море – Черное море, Европа-Азия, ЧЕС (причерноморские страны), Евроазиатский). Автодорожная часть данных коридоров территорией Украины составляет общей протяженностью 6,4 тыс. км или 45% от протяженности дорог государственного значения. Этими дорогами Украина производит перевозки грузов и пассажиров в более чем 40 стран Европы и Азии. Почти столько же стран осуществляют транзитные перевозки территорией Украины.

Ежегодно интенсивность автомобильных потоков в международном соединении увеличивается на 10-15%. Но техническое состояние дорог государственного значения, которые совмещаются с транспортными коридорами, и сервисная инфраструктура дорожно-строительного комплекса не отвечают европейским требованиям. Они не способны удовлетворить растущие объемы международных транспортных потоков ни по скорости движения, которая ограничена пропускной способностью дорог (3-7 тыс. единиц в сутки), ни состоянием дорожного полотна, ни по качеству и перечню предлагаемых сервисных услуг.

Наиболее "узкими" местами автодорожного комплекса Украины по части международных перевозок является:

— несоответствие украинских нормативно-правовых актов международным;

— плохое техническое состояние и несоответствие международным стандартам автомобильных дорог, мостовых сооружений, туннелей и пунктов пропуска через государственную границу;

— криминогенная ситуация на дорогах;

— низкое качество и нехватка дорожного сервиса;

— дефицит комплексного, в том числе информационного, обслуживания.

В то же время сегодня развитие украинской экономики значительным образом зависит от экспорта товаров и услуг и внешней коньюнктуры. Экспорт транспортных услуг является составной частью экспортного потенциала Украины (74-84% общего экспорта услуг), что обеспечивает позитивное сальдо во внешней торговле услугами.

Транзит по сути также является экспортом транспортных услуг в части перевозок транспортными средствами Украины ее территорией транзитных грузов и пассажиров на основе соглашений с нерезидентами страны; предоставление иностранным субъектам хозяйствования права пользования украинской транспортной инфраструктурой; предоставление собственникам иностранных транспортных средств экспедиторских, агентских, информационных услуг, услуг связи.