История техники
1. Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2001. - 320 с.
2. Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники: Учеб. пособие. М., 1965. - 570 с.
3. Рыжов К.В. Сто великих изобретений. М., 2000. - 528 с.
4. История открытий: Энциклопедия. Перевод с английского. М., «Росмэн», 1998. - 152 с.
1. Определение понятий «техника» и «наука»
Техника – от греч. techne – искусство, мастерство.
В технике различают две составляющие:
- материальная (орудия труда, машины, сооружения);
- нематериальная (навыки и приёмы по созданию материальных объектов техники).
Технология – от греч. techne – умение и logos – слово.
Это приёмы и способы по обработке сырья, материалов и созданию объектов техники.
«Задача науки – отыскание истины, а технологии – увеличение эффективности производства» (Х.Скимовски, США, 1972 г.).
Наука – это деятельность, направленная на открытие тайн мира, на получение новых знаний.
К науке отнесены:
- методы познания (аналитические и экспериментальные);
- средства познания (приборы, установки);
- люди и организации, занятые исследованиями; системы знаний, сохранённые на различных носителях в виде текстов, схем, формул.
«Задача науки – отыскание истины, а технологии – увеличение эффективности производства» (Х.Скимовски, США, 1972 г.).
Люди 20 и 21 веков н.э. привыкли к тому, что успехи техники связаны с достижениями науки. Сформировалось понятие «научно-технический прогресс». Но так было не всегда… Техника старше науки. Понятия «техника», «технические знания» более ранние по отношению к науке. Не исключено, что именно техника прокладывала путь становления науки.
Мнения об этапах истории техники и развития технических знаний различны. Ниже приведена одна из распространённых ныне хронологий истории техники.
1.Доцивилизованный период ( до 4000 г. до н.э.), до образования государств шумеров и египтян. Это период неолитической революции, когда были созданы простейшие орудия труда, когда ещё не было письменности, а информация о техническом опыте передавалась в устной форме.
2. Этап древних цивилизаций на территориях древних государств (Египет, Шумер, Вавилон). Главное на этом этапе – изобретение письменности, систем счисления, способов графически изображать изделия техники (делать чертежи). Древние творцы возводили ирригационные сооружения и дворцы, строили корабли, печи для выплавки меди, гигантские пирамиды, скульптуры и памятники.
3. Античная и средневековая эпохи – на территориях древнего Рима и древней Греции, Китая, Индии, Арабских государств, государств Европы. В это время делаются важные научные открытия, создаются первые научные теории, ставятся первые научные опыты, создаются первые приспособлении (приборы) для научных занятий. Это – зарождение науки, попытки её вовлечения в техническое творчество: построение планов, схем, выполнение простейших расчётов.
4. Инженерный этап. Техника этого времени создаётся на основе технических, естественнонаучных и математических знаний. В это время созданы печи для выплавки чугуна и стали, паровой двигатель и с его использованием различные машины – станки, дилижансы, пароходы. Организуются специальные инженерные учебные заведения. Заложены основы для массового производства изделий техники. В большинстве отраслей наука догоняет технику.
Уходит в историю старая схема технического прогресса: сначала изобретение, потом техническое осмысление, потом (причём необязательно) теоретическое обоснование. Приходит новая логика: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Отныне магистральный путь технического прогресса проходит сначала через естествознание, потом подключается техническая наука, а завершается цикл изделием техники.
Появилась потребность в специально обученных кадрах, способных конструировать, изготавливать и эксплуатировать изделия техники в производственных условиях. Инженеры стали ключевой фигурой технической культуры.
5. Промышленный этап – этап массового производства изделий техники. Техника опирается на достижения науки. Развиваются формы инженерного проектирования, организации промышленного производства, сферы массового потребления. Возрастает роль учёных и инженеров.
6. Технологическая революция. Изделия техники совершенствуются не только в смысле их технологического назначения, повышения производительности, но и в смысле удешевления производства, экологической и производственной безопасности, облегчения и облагораживания труда оператора.
Срастание технического творчества в инженерном деле с научными достижениями привело на 5 и 6 этапах к многократному ускорению технического прогресса и существенным социальным последствиям. В обществе увеличивается количество «голубых и белых воротничков» - техников, инженеров и научных работников. Например, с 1950 по 1990 годы их количество увеличилось в 20 раз.
2. Машина и её подсистемы
Машина – от лат. machina. Это:
– механическое устройство для преобразования энергии, материалов, информации;
– это совокупность механизмов и рабочих органов, выполняющих полезную работу.
Любая мобильная технологическая машина имеет 6 подсистем:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.