История техники. Определение понятий «техника» и «наука». Машина и её подсистемы. Техника доцивилизованного периода (до 4000 г. до н.э.). Техника Античности. Техника времён первой научно-технической революции (14 – 19 века н.э.)

Страницы работы

Содержание работы

История техники

1. Дятчин Н.И. История развития техники: Учебное пособие. -  Ростов-на-Дону, 2001. - 320 с.

2. Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники: Учеб. пособие. М., 1965. - 570 с.

3. Рыжов К.В. Сто великих изобретений. М., 2000. - 528 с.

4. История открытий: Энциклопедия. Перевод с английского. М., «Росмэн», 1998. - 152 с.

1. Определение понятий «техника» и «наука»

Техника – от греч. techne – искусство, мастерство.

В технике различают две составляющие:

- материальная (орудия труда, машины, сооружения);

- нематериальная (навыки и приёмы по созданию материальных объектов техники).

Технология – от греч. techne – умение и logos – слово.

Это приёмы и способы по обработке сырья, материалов и созданию объектов техники.

«Задача науки – отыскание истины, а технологии – увеличение эффективности производства» (Х.Скимовски, США, 1972 г.).

Наука – это деятельность, направленная на открытие тайн мира, на получение новых знаний.

К науке отнесены:

- методы познания (аналитические и  экспериментальные);

- средства познания (приборы, установки);

- люди и организации, занятые исследованиями; системы знаний, сохранённые на различных носителях в виде текстов, схем, формул.

«Задача науки – отыскание истины, а технологии – увеличение эффективности производства» (Х.Скимовски, США, 1972 г.).

Люди 20 и 21 веков н.э. привыкли к тому, что успехи техники связаны с достижениями науки. Сформировалось понятие «научно-технический прогресс». Но так было не всегда… Техника старше науки. Понятия «техника», «технические знания» более ранние по отношению к науке. Не исключено, что именно техника прокладывала путь становления науки.

Мнения об этапах истории техники и развития технических знаний различны. Ниже приведена одна из распространённых ныне хронологий истории техники.

1.Доцивилизованный период ( до 4000 г. до н.э.), до образования государств шумеров и египтян. Это период неолитической революции, когда были созданы простейшие орудия труда, когда ещё не было письменности, а информация о техническом опыте передавалась в устной форме.                                                                    

2. Этап древних цивилизаций на территориях древних государств (Египет, Шумер, Вавилон). Главное на этом этапе – изобретение письменности, систем счисления, способов графически изображать изделия техники (делать чертежи). Древние творцы возводили ирригационные сооружения и дворцы, строили корабли, печи для выплавки меди, гигантские пирамиды, скульптуры и памятники.

3. Античная и средневековая эпохи – на территориях древнего Рима и древней Греции, Китая, Индии, Арабских государств, государств Европы. В это время делаются важные научные открытия, создаются первые научные теории, ставятся первые научные опыты, создаются первые приспособлении (приборы) для научных занятий. Это – зарождение науки, попытки её вовлечения в техническое творчество: построение планов, схем, выполнение простейших расчётов.

4. Инженерный этап. Техника этого времени создаётся на основе технических, естественнонаучных и математических знаний. В это время созданы печи для выплавки чугуна и стали, паровой двигатель и с его использованием различные машины – станки, дилижансы, пароходы. Организуются специальные инженерные учебные заведения. Заложены основы для массового производства изделий техники. В большинстве отраслей наука догоняет технику.

Уходит в историю старая схема технического прогресса: сначала изобретение, потом техническое осмысление, потом (причём необязательно) теоретическое обоснование. Приходит новая логика: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Отныне магистральный путь технического прогресса проходит сначала через естествознание, потом подключается техническая наука, а завершается цикл изделием техники.

Появилась потребность в специально обученных кадрах, способных конструировать, изготавливать и эксплуатировать изделия техники в производственных условиях. Инженеры  стали ключевой фигурой технической культуры.

5. Промышленный этап – этап массового производства изделий техники. Техника опирается на достижения науки. Развиваются формы инженерного проектирования, организации промышленного производства, сферы массового потребления. Возрастает роль учёных и инженеров.

6. Технологическая революция. Изделия техники совершенствуются не только в смысле их технологического назначения, повышения производительности,  но и в смысле удешевления производства, экологической и производственной безопасности, облегчения и облагораживания труда оператора.

Срастание технического творчества в инженерном деле с научными достижениями привело на 5 и 6 этапах к многократному ускорению технического прогресса и существенным социальным последствиям. В обществе увеличивается количество «голубых и белых воротничков» - техников, инженеров и научных работников. Например, с 1950 по 1990 годы их количество увеличилось в 20 раз.

2. Машина и её подсистемы

Машина – от лат. machina. Это:

механическое устройство для преобразования энергии, материалов, информации;

– это совокупность механизмов и рабочих органов, выполняющих полезную работу.

 


Любая мобильная технологическая машина имеет 6 подсистем:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
ЭПСДМ
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
4 Mb
Скачали:
0