История техники. Определение понятий «техника» и «наука». Машина и её подсистемы. Техника доцивилизованного периода (до 4000 г. до н.э.). Техника Античности. Техника времён первой научно-технической революции (14 – 19 века н.э.), страница 5

- огнестрельное оружие. Китай, 12–й век н.э., Арабы – 13–й век, Европа – 14–й век. В Китае это были бамбуковые трубки, заполненные порохом и камнями.

В Европе первые пушки отливали из бронзы. Эффективное огнестрельное оружие появилось в Европе только в 15 - 17 веках, когда в Англии научились делать качественный чугун и отливать из него пушки. Чугунная пушка была в 50 раз дешевле бронзовой.

Развитие наук и образования в Арабском халифате (царстве).

В 9 – 12 веках  успешно развивались науки и образование в Арабском халифате. С 9-го века здесь известны университеты, самые древние на Земле. В комплекте учебников 51 том. В них, в том числе, изложены труды Архимеда, Евклида, Аристотеля.

Крупнейший арабский математик, философ, поэт  - Омар Хайям (~1048 - ~1123 г. н.э.). Из логики Хайяма: «Отрицание и утверждение по отношению к одной и той же вещи несовместимы». Он первым дал решение кубического уравнения. В Европе это решение повторил Декарт в 1637 г.

В начале 13–го века в арабских странах начался застой. К концу 14-го века Европа обгоняет арабские страны и Китай по развитию техники и науки.

В конце Средневековья в Европе отмечены:

- широкое использование энергии воды и ветра для привода машин;

- использование бумаги для рукописных книг;

- создание университетов (1100 г. - Болонский в Италии, 1200 г. - Оксфордский в Англии, 1349 г. – Пражский, 1365 г. – Венский);

- переосмысление античного наследия.

В университете города Верона (Италия), где жили литературные Ромео и Джульетта, студенты сами нанимали себе профессоров.  Студенты внимательно следили, чтобы профессора раньше времени не уходили с занятий.

Из европейских учёных Средневековья  - Роджер Бэкон (1214 – 1294 г.г.), выпускник Оксфордского университета, глубоко изучивший античные и арабские рукописи. Он учил, что истинное знание добывается опытом (экспериментом).

«Два есть способа познания: через аргументы и опыт. Аргумент приводит к заключению…, но не устраняет сомнения, пока истина не будет найдена путём опыта».

Бэкон экспериментально установил: существование и взаимодействие магнитных полюсов; распространение магнитного поля через дерево, бумагу, многие другие материалы.

10. Техника времён первой научно-технической революции (14 – 19 века н.э.)

В этот период возникла и развилась классическая наука; она догнала и обогнала технику; техника прошла путь от мельницы с приводом от водяного колеса до автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и заводского машинного производства.

Эту эпоху делят на три периода: Возрождение (14 – 16 века); первая научная революция (17 – 18 века); первая промышленная революция (18 – 19 века).

10.1. Возрождение (Ренессанс), 14 – 16 века.

После тысячелетнего застоя в Европе в конце 14 века ускорилось развитие науки и техники.

Через Индию и арабские страны в Европу пришли многие открытия и изобретения, сделанные в Китае. Через арабов и византийцев вернулись в Европу труды древнегреческих учёных.

Характерные черты эпохи Возрождения

а)Признание учения Платона (427 – 347 г.г. до н.э.) о том, что Земля вращается вокруг Солнца (труды Николая Коперника,1473–1543 г.г. и Джордано Бруно,1548–1600 г.г.).

б)Первые применения экспериментального метода в науке и технике. в)Попытки обосновать характеристики технических устройств с использованием механики и математики.

г)Попытки доказательно объяснить явления природы.

д)Возник гносеологический плюрализм: «Всё может быть предметом познания и все точки зрения имеют право на существование».

Гносеология – теория познания. Плюрализм – множественность мнений.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519 г.г., Италия). В его архивах обнаружены чертежи изобретённых им экскаватора и грузоподъёмного крана, вертолёта, прокатного стана, станка для навивки канатов и десятков других устройств.

Многие из идей и изобретений Леонардо люди смогли реализовать спустя 300 лет, после создания парового двигателя, освоения технологии получения качественной стали, создания науки о сопротивлении материалов и многих других наук.

Уильям Гильберт (1544 – 1603 г.г., Англия). Заложил начала изучения магнитных и электрических явлений, начала электромеханики как раздела физики.