Синтез эвольвентного зацепления. Синтез планетарного механизма, страница 3

ж) По компьютерной распечатке построен полный эвольвентный профиль. Для этого от полюса зацепления W отложена по дуге начальная толщина зуба sw и разделена пополам. Точка деления соединена с центром вращения, получена ось симметрии зуба. От оси симметрии отложены половины толщин зуба по окружностям вершин sa, промежуточной sy, делительной s и основной sb, получены точки профиля зуба, которые соединены плавной кривой. Построены 3 зуба на шестерне и колесе. Эвольвенты окружности впадин сопряжены кривой радиуса pf.

з) На линии зацепления В1В2 отмечены точки пересечения А1 и А2 с окружностями вершин. А1 А2 активная линия зацепления длиной .

и) Вычерчены профили зубьев штриховыми линиями в момент их входа в зацепление и выхода из зацепления (в точках А1 и А2).

к) На одном зубе вычерчена постоянная хорда и высота зуба до постоянной хорды .

л) На шестерне показана длина общей нормали W.

м) На чертеже обозначены буквами характерные точки. Все геометрические параметры показаны буквенными обозначениями.

н) Приведена таблица с основными параметрами: m, z1, z2, x1, x2, y, Δy, , , , a, aw, εα, . Второе значение коэффициента перекрытия найдено графическим путем по формуле:

                                                                                           (3.17)

где ga – расстояние между точка А1А2, разделённое на масштаб.

3.3 Построение диаграммы удельного скольжения

Данные для построения диаграммы удельного скольжения рассчитаны с помощью программы ТМ21 (таблица 3.4):

;                                                (3.18)

          ,                                         (3.19)

где i21 - передаточное отношение; g — длина линии зацепления В1В2, мм; х -расстояние, отсчитываемое от точки В1, мм;

Диаграмма удельного скольжения построена в масштабе , мм [1]:

,                                                   (3.20)

где - ордината диаграммы, мм, - относительное скольжение.

Абсциссы диаграммы ограничены активной линией зацепления А1А2. За ее пределами диаграммы показаны штриховыми линиями. Пространство между линиями  и  характеризует суммарное скольжение профилей друг относительно друга. Положительная часть диаграмм соответствуют скольжению на головках, отрицательная - на ножках зубьев.  

Таблица 3.4 – Относительные скольжения колеса и шестерни, удельное давление

Номер

точки

Расстояние х, мм от точки B1

Относительное скольжение шестерни

Относительное скольжение колеса

Удельное давление

1

4,33

-5,80

0,85

1,52

2

8,65

-2,07

0,67

0,84

3

14,08

-0,64

0,39

0,60

4

19,50

0

0

0,51

5

25,69

0,40

-0,66

0,49

6

31,89

0,64

-1,79

0,53

7

40,65

0,86

-6,12

0,83

3.4  Построение диаграммы удельного давления

Данные для построения диаграммы удельного давления γ рассчитаны по формуле (3.21) с помощью программы ТМ21 (таблица 3.4):

                                   (3.21)

Диаграмма удельного давления строится в масштабе μϒ, мм [1]:

                                                  (3.22)

где - максимальная ордината диаграммы, - максимальное удельное давление.

Реальные очертания диаграмма имеет в пределах активной линии зацепления А2А1, в зонах двухпарного зацепления, определяемых размером основного шага pb, откладываемого от точек А2 и А1 в пределах активной линии зацепления, ординаты разделены пополам.

3.5  Блокирующий контур

Выбран блокирующий контур с ближайшими меньшими значениями z1 и z2 (z1 = 15, z2 = 23).

Точки, расположенные правее линии АА, определяют коэффициенты смещения, при которых ea < 1.

Линии ВВ, СС, DD, ЕЕ определяют коэффициенты, при которых будет происходить заклинивание зубьев: линии ВВ и СС — линии интерференции колеса, линии DD и ЕЕ — шестерни.

Линия FF определяет неподрезание зубьев шестерни, линия GG — колеса. Линии LL и NN определяют границы заострения зубьев sa1 = 0 и sa2 = 0.

Кривая А`-A` соответствует ea = 1,311.

Каждая из линий x1 min и x2 min делит контур на 2 части: левее линии x1min будут подрезаны зубья шестерни, а ниже линии x2min — колеса.

3.6  Контрольные параметры