ж) По компьютерной распечатке построен полный эвольвентный профиль. Для этого от полюса зацепления W отложена по дуге начальная толщина зуба sw и разделена пополам. Точка деления соединена с центром вращения, получена ось симметрии зуба. От оси симметрии отложены половины толщин зуба по окружностям вершин sa, промежуточной sy, делительной s и основной sb, получены точки профиля зуба, которые соединены плавной кривой. Построены 3 зуба на шестерне и колесе. Эвольвенты окружности впадин сопряжены кривой радиуса pf.
з) На линии зацепления В1В2 отмечены точки пересечения А1 и А2 с окружностями вершин. А1 А2 — активная линия зацепления длиной .
и) Вычерчены профили зубьев штриховыми линиями в момент их входа в зацепление и выхода из зацепления (в точках А1 и А2).
к) На одном зубе вычерчена постоянная хорда и высота зуба до постоянной хорды .
л) На шестерне показана длина общей нормали W.
м) На чертеже обозначены буквами характерные точки. Все геометрические параметры показаны буквенными обозначениями.
н) Приведена таблица с основными параметрами: m, z1, z2, x1, x2, y, Δy, , , , a, aw, εα, . Второе значение коэффициента перекрытия найдено графическим путем по формуле:
(3.17)
где ga – расстояние между точка А1А2, разделённое на масштаб.
3.3 Построение диаграммы удельного скольжения
Данные для построения диаграммы удельного скольжения рассчитаны с помощью программы ТМ21 (таблица 3.4):
; (3.18)
, (3.19)
где i21 - передаточное отношение; g — длина линии зацепления В1В2, мм; х -расстояние, отсчитываемое от точки В1, мм;
Диаграмма удельного скольжения построена в масштабе , мм [1]:
, (3.20)
где - ордината диаграммы, мм, - относительное скольжение.
Абсциссы диаграммы ограничены активной линией зацепления А1А2. За ее пределами диаграммы показаны штриховыми линиями. Пространство между линиями и характеризует суммарное скольжение профилей друг относительно друга. Положительная часть диаграмм соответствуют скольжению на головках, отрицательная - на ножках зубьев.
Таблица 3.4 – Относительные скольжения колеса и шестерни, удельное давление
Номер точки |
Расстояние х, мм от точки B1 |
Относительное скольжение шестерни |
Относительное скольжение колеса |
Удельное давление |
1 |
4,33 |
-5,80 |
0,85 |
1,52 |
2 |
8,65 |
-2,07 |
0,67 |
0,84 |
3 |
14,08 |
-0,64 |
0,39 |
0,60 |
4 |
19,50 |
0 |
0 |
0,51 |
5 |
25,69 |
0,40 |
-0,66 |
0,49 |
6 |
31,89 |
0,64 |
-1,79 |
0,53 |
7 |
40,65 |
0,86 |
-6,12 |
0,83 |
3.4 Построение диаграммы удельного давления
Данные для построения диаграммы удельного давления γ рассчитаны по формуле (3.21) с помощью программы ТМ21 (таблица 3.4):
(3.21)
Диаграмма удельного давления строится в масштабе μϒ, мм [1]:
(3.22)
где - максимальная ордината диаграммы, - максимальное удельное давление.
Реальные очертания диаграмма имеет в пределах активной линии зацепления А2А1, в зонах двухпарного зацепления, определяемых размером основного шага pb, откладываемого от точек А2 и А1 в пределах активной линии зацепления, ординаты разделены пополам.
3.5 Блокирующий контур
Выбран блокирующий контур с ближайшими меньшими значениями z1 и z2 (z1 = 15, z2 = 23).
Точки, расположенные правее линии А–А, определяют коэффициенты смещения, при которых ea < 1.
Линии В–В, С–С, D–D, Е–Е определяют коэффициенты, при которых будет происходить заклинивание зубьев: линии В–В и С–С — линии интерференции колеса, линии D–D и Е–Е — шестерни.
Линия F–F определяет неподрезание зубьев шестерни, линия G–G — колеса. Линии L–L и N–N определяют границы заострения зубьев sa1 = 0 и sa2 = 0.
Кривая А`-A` соответствует ea = 1,311.
Каждая из линий x1 min и x2 min делит контур на 2 части: левее линии x1min будут подрезаны зубья шестерни, а ниже линии x2min — колеса.
3.6 Контрольные параметры
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.