Рисунок 3.1 – Графики Sa1 = Sa1(x1) и Sа.доп = 0,25m
По данным таблицы 3.2 построены графики υΣ1 = υΣ1 (x1) и υΣ2 = υΣ2 (x1) (рисунок 3.2). Точке пересечения графиков соответствует х1опт = 0,439965.
Рисунок 3.2 – Графики υΣ1 = υΣ1 (x1) и υΣ2 = υΣ2 (x1)
Смещение х1 принято равным 0,4; х2 = хΣ – х1 = 0,74 – 0,4 = 0,34.
Основные параметры зацепления получены при помощи программы ТМ21 при х1 = 0,4.
Таблица 3.3 – Основные геометрические параметры зацепления
Параметры, единицы измерения |
Величина |
Обозначение |
|
1 |
Коэффициент смещения шестерни |
0,4 |
x1 |
2 |
Коэффициент смещения колеса |
0,34 |
x2 |
3 |
Коэффициент суммы смещений |
0,74 |
xΣ |
4 |
Коэффициент воспринимаемого смещения |
0,67 |
y |
5 |
Коэффициент уравнительного смещения |
0,0713 |
Δy |
6 |
Угол зацепления, град |
24˚45`30`` |
αw |
7 |
Межосевое расстояние, мм |
118 |
aw |
8 |
Делительное межосевое расстояние, мм |
114 |
a |
9 |
Делительный радиус шестерни, мм |
45 |
r1 |
10 |
Делительный радиус колеса, мм |
69 |
r2 |
11 |
Основной радиус шестерни, мм |
42,3 |
rb1 |
12 |
Основной радиус колеса, мм |
64,86 |
rb2 |
13 |
Начальный радиус шестерни, мм |
46,58 |
rw1 |
14 |
Начальный радиус колеса, мм |
71,42 |
rw2 |
15 |
Радиус вершин шестерни, мм |
52,97 |
ra1 |
16 |
Радиус вершин колеса, мм |
76,6 |
ra2 |
17 |
Радиус впадин шестерни, мм |
39,9 |
rf1 |
18 |
Радиус впадин колеса, мм |
63,52 |
rf2 |
19 |
Шаг зацепления, мм |
18,849 |
pb |
20 |
Высота зуба, мм |
13,072 |
h |
21 |
Делительная толщина зуба шестерни, мм |
11,172 |
S1 |
22 |
Делительная толщина зуба колеса, мм |
10,9 |
S2 |
23 |
Основная толщина зуба шестерни, мм |
11,762 |
Sb1 |
24 |
Основная толщина зуба колеса, мм |
12,18 |
Sb2 |
25 |
Начальная толщина зуба шестерни, мм |
10,25 |
Sw1 |
26 |
Начальная толщина зуба колеса, мм |
9,26 |
Sw2 |
27 |
Толщина зуба по окружности вершин шестерни, мм |
3,3 |
Sa1 |
28 |
Толщина зуба по окружности вершин колеса, мм |
4,07 |
Sa2 |
29 |
Радиус окружности между rw и ra шестерни, мм |
49,78 |
ry1 |
30 |
Радиус окружности между rw и ra колеса, мм |
74,01 |
ry2 |
31 |
Толщина зуба по промежуточной окр. шестерни, мм |
7,36 |
Sy1 |
32 |
Толщина зуба по промежуточной окр. колеса, мм |
6,93 |
Sy2 |
33 |
Длина активной линии зацепления, мм |
23,24 |
gα |
34 |
Передаточное отношение |
1,533 |
i12 |
35 |
Коэффициент перекрытия |
1,311 |
εα |
Принятый коэффициент смещения х1 находится в пределах х1min = 0,3 и х1max = 0,839919 найденного при оптимизации по изгибной прочности (график 3.1). αw > α, что свидетельствует о повышенной контактной прочности положительного зацепления по сравнению с нулевым. Толщины зубьев по окружности вершин (Sa1 = 3,3; Sa2 =4,07 мм) больше 0,25m (1,5 мм) из условия незаострения. Коэффициент перекрытия εα = 1,311.
3.2 Построение картины эвольвентного цилиндрического зацепления
а) На поле чертежа изображена точка О1 — центр вращения шестерни.
б) Проведена межосевая линия О1О2 в масштабе М 4:1.
в) Основные окружности вычерчены радиусами rb1 и rb2.
г) Проведена общая касательная к обеим основным окружностям. Расстояние между точками касания В1В2 — линия зацепления.
д) Точка пересечения межосевой линии и линии зацепления обозначена W - полюс зацепления.
е) Радиусами О1W и О2W проведены начальные окружности, перекатывающиеся друг по другу без скольжения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.