1 РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОПЕРЕЧНО-СТРОГАЛЬНОГО СТАНКА
1.1 Структурный анализ
Цель структурного анализа – разложение рычажного механизма на структурные группы – группы Ассура. Группы Ассура – плоская кинематическая цепь с числом степеней свободы, равным нулю. Она содержит только низшие кинематические пары – вращательные и поступательные.
Число степеней свободы W определено по формуле Чебышева:
, (1.1)
где n - число подвижных звеньев, n = 5; p1 - число низших кинематических пар,
p1 = 7; p2 - число высших кинематических пар, p2 = 0.
Механизм имеет одно начальное звено.
Рисунок 1.1 – Группы Ассура
Формула строения механизма:
I (1) – II3 (2,3) – II2 (4,5);
Механизм поперечно-строгального станка второго класса.
1.2 Кинематический анализ
1.2.1 Планы положений
План положений - кинематическая схема механизма, выполненная в масштабе.
Масштаб плана положений μl определён из формулы, мм/м [1]:
(1.2.1)
Длины отрезков, изображающих длины звеньев:
(1.2.2)
(1.2.3)
(1.2.4)
(1.2.5)
(1.2.6)
(1.2.7)
Вычерчена окружность радиуса AB и разделена на 12 частей. Из точки А по вертикали вниз проведен y1 и поставлена точка C, а по вертикали вверх проведен у2 и проведена направляющая x-x. Из точки С через точку B проведена прямая CD. Из точки D проведена прямая DE так, что точка E оказалась на направляющей x-x.
1.2.2 Планы скоростей
Для построения плана скоростей составлена система векторных уравнений. Точка B кинематической схемы принадлежит трем звеньям. Точки B1 и B2 движутся как одно целое. Точка B3 принадлежит кулисе 3 и меняет положение на звене в зависимости от угла поворота кривошипа. Кинематика точки B3 и будет искомой:
(1.2.8)
Линейная скорость:
B1 = B2 = w1lAB = 10×0,08 = 0,8 м/с. (1.2.9)
Масштаб плана скоростей:
m = pb1/B1 = 60/0,08 = 75 мм/(м×с-1). (1.2.10)
Из полюса p проведен вектор pb1 = 60 мм перпендикулярно AB в сторону вращения. Из его конца проведено направление B3B2 параллельно звену CD. Из полюса p (так как C = 0) проведено направление B3C перпендикулярно CD до пересечения с направлением B3B2. В искомую точку b3 направлены стрелки искомых векторов.
Полученные длины отрезков:
pb3 = 35мм;
b3b2 = 49 мм.
Положения точек d и s3 найдены из пропорций:
pd = pb3×CD/B3C = 35×235/139 = 59,2 мм;
ps3 = 0,5×59,2 = 29,6 мм.
Точка d получена на продолжении pb3, точка s3 — посередине pd.
Линейные скорости:
B3 = pb3/m = 35/75 = 0,47 м/с; (1.2.11)
D = 60/75 = 0,8 м/с; (1.2.12)
S3 = 30/75 = 0,4 м/с; (1.2.13)
B3B2 = 49/75 = 0,65 м/с. (1.2.14)
Угловая скорость кулисы:
w3 = B3C/lB3C = B3/(B3C/ml) = 0,47/(139/200) = –0,67 с-1. (1.2.15)
Направление w3 — по часовой стрелке.
Построен план скоростей диады 4–5. С диадой 2–3 ее связывает точка D, кинематика которой определена. Система векторных уравнений диады 4–5 аналогична (1.2.8):
(1.2.16)
Из точки d проведено направление ED перпендикулярно DE. Из полюса p проведено направление x–x до пересечения с направлением ED в точке e. Длины отрезков:
pe = 58,5 мм;
de = 5 мм.
Точку s4 находим из пропорции ds4 = 0,5de = 0,5×5 = 2,5 мм. Отрезок ps4 = 59 мм.
Линейные скорости:
E = 58,5/75 = 0,78 м/с; (1.2.17)
ED = 5/75 = 0,07 м/с; (1.2.18)
S4 = 59/75 = 0,79 м/с. (1.2.19)
Угловая скорость шатуна w4 = ED/lDE = 0,07/0,4 = –0,18 c-1. (1.2.20)
Направление w4 — по часовой стрелке.
1.2.3 План ускорений
План ускорений построен также начиная с диады 2–3. Система векторных уравнений:
(1.2.21)
Нормальные ускорения и — центростремительные, направлены к центрам вращения А и С. Векторы, известные по величине и направлению:
aB1 = aB2 = w12lAB = 102×0,08 = 8 м/с2; (1.2.22)
= /lB3C = 0,472/(140/200) = 0,32 м/с2. (1.2.23)
Направление кориолисова ускорения получено поворотом вектора относительно ускорения B3B2 на 90о в сторону w3 (по часовой стрелке).
Его модуль:
= 2w3B3B2 = 2×0,67×0,65 = 0,87 м/с2. (1.2.24)
Масштаб плана ускорений ma = pb1/aB1 = 160/8 = 20 мм/(м/с2). (1.2.25)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.