Система управления общественными процессами, показывает Вебер, из-за своей сложности неотвратимо ведет к созданию и формированию в ее недрах автономных групп. Тс из них в чьем ведении находится управление экономикой, постепенно превращаются в особое «почитаемое сословие», как называет их Вебер, на которое распространяется престиж власть имущих. Так возникает замкнутая каста, которая претендует на свою символику, мифологию, исключительный образ жизни Дальнейшее развитие касты укрепляет в ней специфический стиль мышления, свою этику и значительно приукрашенные представления о собственной истории. Так формируется особый, «закрытый» тип группы, чиновником, выделяемый «сословной оценкой» даже среди других чиновничьих групп и каст [2, стр.197]. Легитимность «почитаемого сословия» строится не только как вера в создаваемые им мифы, но убеждением и принуждением к повиновению служат его зримая практика распоряжения властью, исключительный, недоступный для. других образ жизни. Укреплению власти и соответственно легитимности этого «сословия» способствует также его представление общественности своей деятельности как необходимого «блага», «долга чести», а своих привилегий как «заслуженных».
Но эта каста существует на незаработанный доход и распоряжается тем, что она не создает и что ей не принадлежит» подчеркивает Вебер. Однако в ее руках находится главное — монополия управления чужой собственностью, материальной силой, что дает ей неписанное право выполнять, затягивать и вообще игнорировать решения официальной политической власти и владельцев собственности, будь то капиталист или народ, социалистического государства [2, стр.197]. По сути монополия позволяет касте стать своеобразным вариантом другой, наряду с официальной, политической силы. Более того, каста способна, диктовать свои экономические и политические условия и требования, вынуждая официальную государственную власть проводить определенную политическую линию, распределять средства предписанным кастой образом. Вебер предвидит и возможность противостояния касты официальной власти. Он оказался прав. Так, например, аналогию такого противостояния можно было наблюдать в Чили, когда распоряжавшиеся экономикой бюрократические круги фактически саботировали выполнение распоряжений и законов политического руководства страны, содействуя тем самым свержению правительства Альенде.
Анализ касты значительно расширяет и дополняет веберовскую концепцию бюрократии, которую принято рассматривать, лишь как формализованную идеально-типическую конструкцию, описывающую безупречно работающую управленческую систему. Казалось бы, что уже факт выделения касты, анализ ее функций и социальной роли значительно расширяет общее представление о структуре бюрократической организации. Однако Вебер идет на глубину. Легитимность власти касты — «почитаемого сословия»—гарантирована «преимуществом малого числа» входящий в нее лиц. Их власть воспринимается как «власть тайны» [2, стр.198]. И эта же власть, показывает Вебер, предоставляет касте полную свободу действий, неподвластную никакому контролю. При этом сохраняется и анонимность членов касты, которая действует как незримая сила. Американский политолог Ханна Арендт метко назвала эту власть, безличную и таинственную, «тиранией без тиранов». Замкнутость и непроницаемость касты, как и непредсказуемость действий, усиливают ее влияние.
«Власть тайны» делает эту касту трудноуязвимой, считает Вебер. Борьба с ней заведомо обречена на поражение. И дело здесь не ограничивается сугубо экономическим воздействием касты, но в значительной мере связано с легитимностью не закрепленной законом власти «сословия». Вебер скептически оценивает поиски путей ослабления этой власти.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.