ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Признание массами политической власти, господствующей в обществе политико-правовой, идеологии и, добавим, уважение к ним - весомое звено в цепи причин, от которых зависит динамическое равновесие социальной системы. Действенность этого звена ощутима в самых разных исторических эпохах. Уже Сократ, противник афинской демократии, считал своим долгом повиноваться ее законам и ценой жизни подчеркнул их незыблемость. Преступление закона, считал он, равносильно «погибели... и законам, и целому городу, в котором судейские определения не имеют никакой силы». Правопорядок в обществе отмечает ту грань, перейдя которую гражданин покушается на устойчивость социального мира.
Оценки действий властвующей группы или группы, претендующей на обладание властью, служат важным аргументом в политической борьбе. Они формируют общественное настроение политический климат и в конечном счете определяют поведенческую готовность масс, которая может стать грозной силой, способной неузнаваемо изменить лицо общества. Именно так уже в наши дни Иранская революция смела подкрепленную законом власть шаха, заменив ее триумфально принятой властью религиозного вождя. Бездействие ряда законов в нашей стране едва ли объяснимо убаюкивающей ссылкой на «отсутствие условий» для их реализации.
Однако история знает и другие примеры, когда вера в справедливость законов, доверие политическим лидерам вызывают добровольное содействие и активную помощь народа. Энергия вождей, продолжающих свою борьбу даже при общей апатии и политической усталости, их понимание больных проблем также способны быть стимулом массовых действий. Так, политическая воля помогла Ленину настоять на времени Октябрьского вооруженного восстания - «сегодня рано, а завтра поздно», как и позже убедить свою партию в необходимости введения нэпа. Для партии и народа принятие нэпа скорее означало доверие политическому авторитету Ленина, чем было выражением осознания необходимости такого акта. Доверие власти легло в основу современных преобразований в нашем обществе - перестройки с ее акцентом на общечеловеческие ценности и курсом на правовое государство.
Сложный баланс сил в системе политической власти неизмеримо шире правового регулирования и требует специального анализа своего механизма. Политическая активность людей, формирование общественных движений самого различного толка, влиятельных неправительственных организаций и параллельных органов власти оказывают зримое воздействие на содержание политических решений. Эти процессы не отменяют, однако, двойственного характера отношений власти, которые складываются как взаимозависимость облеченных властью и подчиняющихся ей. Первые должны не только опираться на физическое принуждение, но и убедить вторых в собственной необходимости, оправданности своей позиции и действий. условно говоря, ситуация подобна театральной, где «королеву, кроме нее самой, играет окружение", - нельзя властвовать без подчиненных. Ни одна система законов, нравственных или иных максим не придет в движение без желания и воли людей принять её.
Двойственность отношений власти в политической науке Запада обозначается категорией «легитимность», которая для политологии и политической социологии давно стала базовой. Она означает признание господствующей власти и ее доводов для доказательства правомерности и справедливости своих притязании. Ее каноническая трактовка дана Максом Вебером, и вплоть до наших дней его понимание категории не претерпело изменении. Уточнения коснулись лишь конкретных типов легитимности, никак не затронув основы.
Искусство вести массы, незаметно принуждать их к действиям никогда не было доблестью самого Вебера-политика, но как проблема оно в его трудах занимает одно из первых мест. Уже характер ее обсуждения сделал Вебера в глазах современников «сильным политическим талантом», а теоретики наших дней уверенно ставят его в один ряд с Макиавелли, который был серьезно озабочен вопросом жизненно насущным -сохранением социального мира. Ключевое значение легитимности Вебер видит в гарантии стабильности общества. «Потрясение веры в легитимность обыкновенно имеет далеко идущие последствия», - настойчиво предупреждал он в специальной работе «Три чистых типа легитимной власти»[2, стр.192]
Вебер справедливо отмечал, что общественный порядок держится не только юридическими нормами. Право дает лишь внешнюю гарантию устойчивости социальной системы. «Но в более широких границах в игру вступают личные, очень гибкие интересы, и их действие может внести решающее изменение в отношения и положение участвующих лиц». Именно эта, внутренняя гарантия устойчивости является доминантой содержания категории «легитимность».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.