Харак-теристики |
Условные обозначения |
Посадки |
||
|
|
|
|
||
|
Номинальный размер |
Dн=dн |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
|
Предельные разм. отверст. |
Dmax Dmin |
100,035 100,000 |
100,035 100,000 |
100,035 100,000 |
|
Предельные размеры вала |
dmax dmin |
99,928 99,874 |
100,025 100,003 |
100,073 100,051 |
|
Допуск отверстия |
TD |
0,035 |
0,035 |
0,035 |
|
Допуск вала |
Td |
0,054 |
0,035 |
0,022 |
|
Предельные зазоры |
Smax Smin |
0,107 0,072 |
0,032 ----- |
---- ---- |
|
Предельные натяги |
Nmax Nmin |
---- ---- |
0,025 ---- |
0,073 0,016 |
|
Средние зазоры |
Sср |
0,0895 |
0,0035 |
---- |
|
Средний натяг |
Nср |
---- |
---- |
0,0445 |
|
Допуск посадки с зазором |
TПS |
0,035 |
---- |
---- |
|
Переходной |
ТПП |
---- |
0,057 |
---- |
|
С натягом |
ТПN |
---- |
---- |
0,016 |
Характеристики |
Условные обозна чения |
|
|
|
|
Номинальный размер |
Dн=dн |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
|
Предельные разм. отверст. |
Dmax Dmin |
100,126 100,072 |
100,016 99,962 |
99,876 99,822 |
|
Предельные размеры вала |
dmax dmin |
100,000 99,965 |
100,000 99,965 |
100,000 99,965 |
|
Допуск отверстия |
TD |
0,054 |
0,054 |
0,054 |
|
Допуск вала |
Td |
0,035 |
0,035 |
0,035 |
|
Предельные зазоры |
Smax Smin |
0,161 0,072 |
0,051 ---- |
---- ---- |
|
Предельные натяги |
Nmax Nmin |
---- ---- |
0,038 ---- |
0,178 0,089 |
|
Средние зазоры |
Sср |
0,1165 |
0,0075 |
---- |
|
Средний натяг |
Nср |
---- |
---- |
0,1335 |
|
Допуск посадки с зазором |
TПS |
0,089 |
---- |
---- |
|
Переходной |
ТПП |
---- |
0,089 |
---- |
|
С натягом |
ТПN |
---- |
---- |
0,089 |
Расчёт и выбор посадки с зазором.
Требуется: рассчитать и выбрать посадку подвижного соединения «вал – втулка» (Рис. 4.1), если известны геометрические (d, l) и силовые (F, w) характеристики.
Применяется смазочное масло.
4.1 Исходные данные
Длинна подшипника скольжения l = 60 мм
Номинальный диаметр d = 40 мм
Нагрузка на шейку вала F = 2 кН
Частота вращения вала n = 1400 об/мин
Динамическая вязкость масла при to = 50о Инд 20, m = 20 Па*с*10 -3
Рисунок
4.1 Схема подвижного соединения «вал – втулка»
Посадка с зазором обычно рассчитывается подшипника скольжения (ПС) в условиях жидкостного трения. (Рис.4.2)
4.2 Расчёт
Определяется среднее удельное давление в ПС, Па


Определим значение
практического произведения
м.

где h – толщина масленого слоя в рабочем режиме в ПС, м.
S – зазор в ПС, м.
w - угловая скорость, рад/с



а) состояние покоя б) установившееся рабочее движение
Оптимальный тепловой режим работы ПС наступает при h=0,25s
Значение оптимального зазора определяем по формуле



Устанавливаем расчётный зазор
![]()
![]()
Выбор посадки с зазором из условия
![]()
Отношение допускается не более 5% и определяется по формуле

Выбираем посадку

4.3 Выбор стандартной посадки.
Сделаем проверку выбранной посадки по наименьшей толщине масляной плёнке hmin в установившемся рабочем режиме, жидкостное трение в ПС может быть обеспечена при условии
![]()


![]()
![]()
4.4 Определение основных характеристик посадок

Для
посадки
основным показателем является: посадка с
зазором в системе отверстия из рекомендуемого ряда, допуск отверстия TD = 0.160 мм, допуск вала Td = 0.160мм, одинаковая точность изготовления деталей,
зазоры Smax= 0.4 мм; Smin= 0.08 мм;
Sср=0.24 мм; допуск посадки с зазором TПS = 0.320мм.
4.5 Выбор средств измерения
Таблица 4.1
|
Размер мм. |
Допуск размера мм. |
Допускаемая погрешность измерения |
Средство измерения (СИ) |
Пределы допускаемой погрешности |
Прибор |
Тип |
Диапазон измерения |
Цена деления |
Пределы допускаемой погрешности |
Пример обозначения |
Задание №5
Рассчитать и выбрать посадку с натягом для передачи нагрузки в сопряжении «вал-втулка».
5.1 Расчёт неподвижных посадок сводится к определению предельных значений натягов и нагружений, возникающих после сборки деталей. Натяг в сопряжении «вал-втулка» должен с одной стороны обеспечить прочность неподвижного сопряжения, для передачи необходимой нагрузки, а с другой стороны гарантировать его нагружаемость после сборки.
5.2 Исходные данные
длинна сопряжения l = 200 мм
внутренний диаметр полого вала d1 = 0
номинальный диаметр сопряжения d = 140 мм
наружный диаметр втулки d2 = 240 мм
крутящий момент Мкр = 10кНм
марка стали 20Г2

5.3.1 Определим удельное давление в поверхности сопряжения деталей, необходимое для передачи нагрузки.

p – удельное давление
n – коэффициент запаса прочности n = 1,3
f – коэффициент трения (выбирается, в зависимости от вида запрессовки и материалов сопряжённых деталей). f = 0,12

5.3.2 Определим необходимый наименьший расчётный натяг соединения толстостенных цилиндрических изделий.

Nmin – наименьший расчётный натяг
[pmin] – значение наименьшего функционального давления в поверхности сопряжения необходимого для передачи нагрузки.
ED, Ed – модуль упругости материала вала и втулки (для стали E = 2*1011)




Примем значение [pmin] наименьшее функциональное давление равным р, расчитаному ранее.

5.3.3 Определим наименьший функциональный натяг по формуле
![]()
jш – поправка шероховатости учитывающая смятие неровностей при заприсовке.
![]()
![]()
![]()
5.3.4 Определим предельные допустимые давления в поверхностях отверстия и вала


Pmax D, Pmax d - допускаемые давления в поверхности отверстия и вала
- пределы текучести материалов
втулки и вала [8. таб. П 5.1]
= 280*106 Па


Наибольшее функциональное давление [pmax] выбираем равным наименьшему из двух значений рассчитанным по указанным выше формулам.
![]()
5.3.5 Определим наибольший допустимый (функциональный) натяг неподвижной посадки по формуле
![]()


![]()
5.3.6 По функциональным предельным значениям натягов выбираем стандартную неподвижную посадку удовлетворяющую условиям

Допуск выбранной посадки должен быть не менее 60% от допуска рассчитанной посадки.
Выбираем посадку --- го квалитета в системе отверстия.
![]()
![]()
![]()

5.4 Основные характеристики неподвижной посадки .
Для выбранной стандартной посадки построим схему полей допусков, указав числовые значения отклонений (рис 5.2). Определим основные характеристики (Nmax, Nmin, ТПП) и рассчитаем величины Б и Г (разность между соответствующими натягами) обеспечивающие зазоры прочности:


5.5 Проверяем правильность выбора посадки с натягом на не разрушаемость при сборке.

Тогда наибольшее значение напряжений в поверхностях отверстия и вала после сборки деталей определяются по формулам


При сборке детали не разрушаются, если выполняются условия

5.6 Расчёт условия запрессовки при сборке.
Определим условие запрессовки деталей по формуле.
![]()
где Rn – условие запрессовки l – размеры рассматриваемого соединения fn = (1.15…1.20)f – коэффициент трения при повторной заприсовке f = 0.08…0.14 – коэффициент трения.
5.7 Выбор средств измерения.
|
Размер мм. |
Допуск размера мм. |
Допускаемая погрешность измерения |
Средство измерения (СИ) |
Пределы допускаемой погрешности |
Прибор |
Тип |
Диапазон измерения |
Цена деления |
Пределы допускаемой погрешности |
Пример обозначения |
Задание №8
Расчёт и выбор подшипников качения
Рассчитать и назначить посадку для однорядного шарикоподшипника, номер, нагрузка, вид нагружения которого заданны. Внутреннее кольцо подшипника качения установлено на вал и вращается, а наружное кольцо имеет циркуляционное нагружение с перегрузкой до150% (нормальный режим работы).
8.1 исходные данные.
Номер шарикоподшипника: 201
Класс точности: JT0
Радиальная нагрузка на опору: F=1.5 кН
Вид нагружения: циркуляционное
По номеру подшипника качения по ГОСТу 8338-75 определяется его основные характеристики.
Наружный диаметр ПК: D = 32 мм
Внутренний диаметр ПК: d = 12 мм
Ширина ПК: B = 10 мм
Радиус закруглений r = 1 мм
Диаметр заплечика вала d z min= 16 мм
Диаметр заплечика корпуса D z max= 28 мм
Ширина проточки bi = 3 мм
Определим интенсивность радиальной нагрузки P кН/м на посадочной поверхности
циркуляционно нагруженного кольца.![]()
(1)
где F – радиальная нагрузка на опору, кН (F = 1,5 кН)
b – рабочая ширина посадочного места ПК, мм
(2)
где k1 – динамический коэффициент посадки (k1 = 1,8)
k2 – коэффициент учитывающий ослабление посадочного натяга за счёт тонкостенной втулки или полого вала.
k3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел катания.
(3)
По величине P из формулы (1) с учётом класса точности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.