Харак-теристики |
Условные обозначения |
Посадки |
||
Номинальный размер |
Dн=dн |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
Предельные разм. отверст. |
Dmax Dmin |
100,035 100,000 |
100,035 100,000 |
100,035 100,000 |
Предельные размеры вала |
dmax dmin |
99,928 99,874 |
100,025 100,003 |
100,073 100,051 |
Допуск отверстия |
TD |
0,035 |
0,035 |
0,035 |
Допуск вала |
Td |
0,054 |
0,035 |
0,022 |
Предельные зазоры |
Smax Smin |
0,107 0,072 |
0,032 ----- |
---- ---- |
Предельные натяги |
Nmax Nmin |
---- ---- |
0,025 ---- |
0,073 0,016 |
Средние зазоры |
Sср |
0,0895 |
0,0035 |
---- |
Средний натяг |
Nср |
---- |
---- |
0,0445 |
Допуск посадки с зазором |
TПS |
0,035 |
---- |
---- |
Переходной |
ТПП |
---- |
0,057 |
---- |
С натягом |
ТПN |
---- |
---- |
0,016 |
Характеристики |
Условные обозна чения |
|||
Номинальный размер |
Dн=dн |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
Предельные разм. отверст. |
Dmax Dmin |
100,126 100,072 |
100,016 99,962 |
99,876 99,822 |
Предельные размеры вала |
dmax dmin |
100,000 99,965 |
100,000 99,965 |
100,000 99,965 |
Допуск отверстия |
TD |
0,054 |
0,054 |
0,054 |
Допуск вала |
Td |
0,035 |
0,035 |
0,035 |
Предельные зазоры |
Smax Smin |
0,161 0,072 |
0,051 ---- |
---- ---- |
Предельные натяги |
Nmax Nmin |
---- ---- |
0,038 ---- |
0,178 0,089 |
Средние зазоры |
Sср |
0,1165 |
0,0075 |
---- |
Средний натяг |
Nср |
---- |
---- |
0,1335 |
Допуск посадки с зазором |
TПS |
0,089 |
---- |
---- |
Переходной |
ТПП |
---- |
0,089 |
---- |
С натягом |
ТПN |
---- |
---- |
0,089 |
Расчёт и выбор посадки с зазором.
Требуется: рассчитать и выбрать посадку подвижного соединения «вал – втулка» (Рис. 4.1), если известны геометрические (d, l) и силовые (F, w) характеристики.
Применяется смазочное масло.
4.1 Исходные данные
Длинна подшипника скольжения l = 60 мм
Номинальный диаметр d = 40 мм
Нагрузка на шейку вала F = 2 кН
Частота вращения вала n = 1400 об/мин
Динамическая вязкость масла при to = 50о Инд 20, m = 20 Па*с*10 -3
Рисунок 4.1 Схема подвижного соединения «вал – втулка»
Посадка с зазором обычно рассчитывается подшипника скольжения (ПС) в условиях жидкостного трения. (Рис.4.2)
4.2 Расчёт
Определяется среднее удельное давление в ПС, Па
Определим значение практического произведения м.
где h – толщина масленого слоя в рабочем режиме в ПС, м.
S – зазор в ПС, м.
w - угловая скорость, рад/с
а) состояние покоя б) установившееся рабочее движение
Оптимальный тепловой режим работы ПС наступает при h=0,25s
Значение оптимального зазора определяем по формуле
Устанавливаем расчётный зазор
Выбор посадки с зазором из условия
Отношение допускается не более 5% и определяется по формуле
Выбираем посадку
4.3 Выбор стандартной посадки.
Сделаем проверку выбранной посадки по наименьшей толщине масляной плёнке hmin в установившемся рабочем режиме, жидкостное трение в ПС может быть обеспечена при условии
4.4 Определение основных характеристик посадок
Для посадки основным показателем является: посадка с зазором в системе отверстия из рекомендуемого ряда, допуск отверстия TD = 0.160 мм, допуск вала Td = 0.160мм, одинаковая точность изготовления деталей, зазоры Smax= 0.4 мм; Smin= 0.08 мм;
Sср=0.24 мм; допуск посадки с зазором TПS = 0.320мм.
4.5 Выбор средств измерения
Таблица 4.1
Размер мм. |
Допуск размера мм. |
Допускаемая погрешность измерения |
Средство измерения (СИ) |
Пределы допускаемой погрешности |
Прибор |
Тип |
Диапазон измерения |
Цена деления |
Пределы допускаемой погрешности |
Пример обозначения |
Задание №5
Рассчитать и выбрать посадку с натягом для передачи нагрузки в сопряжении «вал-втулка».
5.1 Расчёт неподвижных посадок сводится к определению предельных значений натягов и нагружений, возникающих после сборки деталей. Натяг в сопряжении «вал-втулка» должен с одной стороны обеспечить прочность неподвижного сопряжения, для передачи необходимой нагрузки, а с другой стороны гарантировать его нагружаемость после сборки.
5.2 Исходные данные
длинна сопряжения l = 200 мм
внутренний диаметр полого вала d1 = 0
номинальный диаметр сопряжения d = 140 мм
наружный диаметр втулки d2 = 240 мм
крутящий момент Мкр = 10кНм
марка стали 20Г2
5.3.1 Определим удельное давление в поверхности сопряжения деталей, необходимое для передачи нагрузки.
p – удельное давление
n – коэффициент запаса прочности n = 1,3
f – коэффициент трения (выбирается, в зависимости от вида запрессовки и материалов сопряжённых деталей). f = 0,12
5.3.2 Определим необходимый наименьший расчётный натяг соединения толстостенных цилиндрических изделий.
Nmin – наименьший расчётный натяг
[pmin] – значение наименьшего функционального давления в поверхности сопряжения необходимого для передачи нагрузки.
ED, Ed – модуль упругости материала вала и втулки (для стали E = 2*1011)
Примем значение [pmin] наименьшее функциональное давление равным р, расчитаному ранее.
5.3.3 Определим наименьший функциональный натяг по формуле
jш – поправка шероховатости учитывающая смятие неровностей при заприсовке.
5.3.4 Определим предельные допустимые давления в поверхностях отверстия и вала
Pmax D, Pmax d - допускаемые давления в поверхности отверстия и вала
- пределы текучести материалов втулки и вала [8. таб. П 5.1] = 280*106 Па
Наибольшее функциональное давление [pmax] выбираем равным наименьшему из двух значений рассчитанным по указанным выше формулам.
5.3.5 Определим наибольший допустимый (функциональный) натяг неподвижной посадки по формуле
5.3.6 По функциональным предельным значениям натягов выбираем стандартную неподвижную посадку удовлетворяющую условиям
Допуск выбранной посадки должен быть не менее 60% от допуска рассчитанной посадки.
Выбираем посадку --- го квалитета в системе отверстия.
5.4 Основные характеристики неподвижной посадки .
Для выбранной стандартной посадки построим схему полей допусков, указав числовые значения отклонений (рис 5.2). Определим основные характеристики (Nmax, Nmin, ТПП) и рассчитаем величины Б и Г (разность между соответствующими натягами) обеспечивающие зазоры прочности:
5.5 Проверяем правильность выбора посадки с натягом на не разрушаемость при сборке.
Тогда наибольшее значение напряжений в поверхностях отверстия и вала после сборки деталей определяются по формулам
При сборке детали не разрушаются, если выполняются условия
5.6 Расчёт условия запрессовки при сборке.
Определим условие запрессовки деталей по формуле.
где Rn – условие запрессовки l – размеры рассматриваемого соединения fn = (1.15…1.20)f – коэффициент трения при повторной заприсовке f = 0.08…0.14 – коэффициент трения.
5.7 Выбор средств измерения.
Размер мм. |
Допуск размера мм. |
Допускаемая погрешность измерения |
Средство измерения (СИ) |
Пределы допускаемой погрешности |
Прибор |
Тип |
Диапазон измерения |
Цена деления |
Пределы допускаемой погрешности |
Пример обозначения |
Задание №8
Расчёт и выбор подшипников качения
Рассчитать и назначить посадку для однорядного шарикоподшипника, номер, нагрузка, вид нагружения которого заданны. Внутреннее кольцо подшипника качения установлено на вал и вращается, а наружное кольцо имеет циркуляционное нагружение с перегрузкой до150% (нормальный режим работы).
8.1 исходные данные.
Номер шарикоподшипника: 201
Класс точности: JT0
Радиальная нагрузка на опору: F=1.5 кН
Вид нагружения: циркуляционное
По номеру подшипника качения по ГОСТу 8338-75 определяется его основные характеристики.
Наружный диаметр ПК: D = 32 мм
Внутренний диаметр ПК: d = 12 мм
Ширина ПК: B = 10 мм
Радиус закруглений r = 1 мм
Диаметр заплечика вала d z min= 16 мм
Диаметр заплечика корпуса D z max= 28 мм
Ширина проточки bi = 3 мм
Определим интенсивность радиальной нагрузки P кН/м на посадочной поверхности циркуляционно нагруженного кольца.
(1)
где F – радиальная нагрузка на опору, кН (F = 1,5 кН)
b – рабочая ширина посадочного места ПК, мм
(2)
где k1 – динамический коэффициент посадки (k1 = 1,8)
k2 – коэффициент учитывающий ослабление посадочного натяга за счёт тонкостенной втулки или полого вала.
k3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел катания.
(3)
По величине P из формулы (1) с учётом класса точности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.