Расчёт ведём по опоре 2 как более нагруженной.
7. Расчётная динамическая грузоподъёмность при коэффициентах a1 = a2 = 1:
Вывод. Подшипник 36208 пригоден.
8. Ресурс наиболее нагруженного подшипника:
Вывод. Ресурс принятого подшипника 36208 больше заданного.
26.10. Расчёт по статической грузоподъёмности
Статической грузоподъемностью С0 называют такую статическую нагрузку, превышение которой вызывает появление недопустимых остаточных деформаций тел качения и колец (более 0,0001dw). Статическую грузоподъёмность используют для подбора подшипников при n <1 об/мин, когда число циклов нагружений мало и не вызывает усталостных разрушений, но возможны пластические деформации. Условие подбора:
(26.18)
Эквивалентную статическую нагрузка Р0 определяют по формуле:
(26.19)
где X0 и Y0 – коэффициенты радиальной и осевой статических нагрузок; например, для радиальных шарикоподшипников X0 =0,6 и Y0=0,5.
Пример 26.2. Рассчитать двухрядные сферические шарикоподшипники по статической грузоподъёмности по следующим исходным данным: радиальная нагрузка Fr1 = Fr2 = 5000 Н, осевая нагрузка Fa = 3500 Н, диаметр шейки d = 40 мм. Частота вращения вала n = 0,5 об/мин. Недостающими данными задаться.
Решение.
1. Для радиальных шарикоподшипников коэффициенты X0 =0,6 и Y0=0,5 [9].
2. Эквивалентная статическая нагрузка:
3. Принимаем подшипник лёгкой серии 1208 со следующими характеристиками: d×D×B×r = 40×80×18×2 [9], динамическая грузоподъёмность С = 19 кН, статическая грузоподъёмность С0 = 8,55 кН > P0 = 4,75 кН.
Вывод. Принимаем подшипник 1208.
26.11. Конструкции подшипниковых узлов
В общем машиностроении наиболее распространённой принята схема постановки на каждую из двух опор вала одинаковых подшипников. Используют и другие схемы. Различают опоры фиксированные и плавающие, а также фиксированные и плавающие валы. Фиксирование подшипников в корпусе возможно двумя способами.
Первый способ состоит в том, что осевое фиксирование вала выполняют в одной опоре, а другую опору делают плавающей (рис. 26.16). Фиксированная опора ограничивает осевое перемещение вала в одном или обоих направлениях и воспринимает радиальную и осевую силы. Плавающая опора не ограничивает осевых перемещений вала и может воспринимать только радиальную нагрузку. Обычно плавающей принимается опора, воспринимающая меньшую радиальную нагрузку для облегчения перемещения.
Рис. 26.16. Фиксированный вал
Фиксированная опора может содержать два радиально-упорных подшипника. В конструкциях шевронных редукторов по условиям правильности зацепления один из валов делают плавающим. Его размещают на роликоподшипниках (рис. 26.17) либо на радиальных шарикоподшипниках с зазорами по обеим крышкам подшипников.
Рис. 26.17. Плавающий вал
Второй способ состоит в том, что осевое фиксирование вала выполняют в двух опорах (в каждой опоре лишь в одном направлении). Наиболее проста в конструктивном отношении схема установки радиально-упорных подшипников «враспор» (рис. 26.18), когда внешняя осевая нагрузка воспринимается либо одной, либо другой крышкой. Возможна также установка «врастяжку» (рис. 26.19).
![]() |
Рис. 26.18. Постановка подшипников «враспор»
![]() |
Рис. 26.19. Постановка подшипников «врастяжку»
Посадки внутренних колец на вал осуществляют в системе отверстия, наружных колец в корпус – в системе вала. Поля допусков колец подшипников указываются буквами L для внутреннего кольца и l для наружного с цифрой, указывающей класс точности подшипника (например, L0 и l0).
Выбор посадки зависит от условий работы. Если вращается вал, то его соединение с внутренним кольцом подшипника производят по посадке с натягом (L0/js6, L0/k6, L0/m6, L0/n6). Наружное кольцо в этом случае устанавливают в корпус по посадке с зазором или переходной посадке (H7/l0, J7/l0, K7/l0). Так устраняют возможное заклинивание тел качения и неравномерный износ дорожки качения на наружном кольце.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.