Подшипники качения. Оценка и применение. Конструкции и маркировка. Радиальные подшипники. Радиально-упорные подшипники, страница 5

2. Абразивный износ деталей распространен в подшипниках, не имеющих надёжной защиты от попадания абразивных частиц (в строительных, дорожных, горных машинах и т.д.).

3. Разрушение сепараторов дает значительный процент выхода из строя подшипников качения, особенно быстроходных.

4. Раскалывание колец и тел качения связано с ударными и вибрационными перегрузками либо неправильным монтажом.

5. Остаточные деформации на беговых дорожках в виде лунок и вмятин (бринеллирование), возникающие при больших статических нагрузках, характерных для тяжелонагруженных тихоходных валов.

Для исключения разрушений беговых дорожек и тел качения в течение заданного ресурса подшипника выполняют расчёты по критериям прочности. Существует две методики расчёта:

1. Расчёт на статическую грузоподъемность по остаточным деформациям.

2. Расчёт на ресурс (долговечность) по усталостному выкрашиванию.

26.9. Расчёт по динамической грузоподъёмности

Расчёт по заданному ресурсу выполняют при частоте вращения ³10 об/мин. При 1…10 об/мин в расчёт принимают 10 об/мин. Условие расчёта:

.                                                        (26.14)

Динамическая грузоподъёмность С – это такая постоянная нагрузка, которую подшипник может воспринимать в течение номинальной долговечности в 1 млн. оборотов. Значения С приведены в каталогах [9] для каждого типоразмера подшипника. Потребная (расчётная) динамическая грузоподъёмность и ресурс связаны эмпирической зависимостью:

                                                (26.15)

где  P– приведенная нагрузка;

p– показатель степени кривой усталости подшипника (p = 3 для шариковых и p = 3,33 для роликовых подшипников);

L – ресурс, млн. оборотов;

а1 – коэффициент надежности; при вероятности Р = 0,9 а1 = 1;

а2 – обобщённый коэффициент совместного влияния материала деталей подшипников и условий их эксплуатации [6].

На рис. 26.15 приведена кривая выносливости, соответствующая степенной зависимости

                                                 (26.16)

Рис. 26.15. Кривая выносливости

Базовая динамическая грузоподъёмность С гарантирована для 90% подшипников определённого типоразмера. Следовательно, в партии выпущенных подшипников вероятность отказа составляет 10%, в то время как фактическая динамическая грузоподъёмность 90% подшипников в соответствии с кривой выносливости может быть значительно выше паспортной. При постоянной частоте вращения ресурс Lh удобнее считать в часах. В этом случае:

                                                  (26.16)

Приведенная нагрузка P есть такая условная постоянная нагрузка, при которой обеспечивается такой же ресурс и надёжность, как и при действительных условиях нагружения:

                               (26.17)

где  Fr и Fa – радиальная и осевая нагрузки;

X и Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок;

V – коэффициент вращения (=1 или 1,2);

Кб – коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки;

КТ – температурный коэффициент, при £100°C КТ=1.

Пример 26.1. Рассчитать радиально-упорные шарикоподшипники зубчатого редуктора по динамической грузоподъёмности по следующим исходным данным: радиальные нагрузки Fr1 = 5000 Н, Fr2 = 3500 Н, осевая нагрузка Fa = 1500 Н, диаметр шейки d = 40 мм. Частота вращения вала n = 100 об/мин. Ресурс Lh = 10000 ч. Расположение подшипников – «враспор» (рис. 26.18). Недостающими данными задаться.

Решение.

1. Принимаем предварительно подшипники лёгкой серии 36208 со следующими характеристиками: d×D×B×r = 40×80×18×2 [9], угол контакта α = 12°, динамическая грузоподъёмность С = 38 кН, статическая грузоподъёмность С0 = 23,2 кН.

2. По отношению Fa/ С0  = 1500/23,2·103  = 0,065 находим из таблиц [9] параметр осевой нагрузки е = 0,37.

3. Осевые составляющие:

   

4. Суммарные осевые нагрузки [9]:

   

5. Отношение осевых нагрузок к радиальным:

Fa1/ Fr1 = 1850/ 5000 = 0,37 = е; коэффициенты X = 1, Y = 0 [9];

Fa2/ Fr2 = 3350/ 3500 = 0,96 > е; коэффициенты X = 0,45, Y = 1,46. [9].

6. Приведенные нагрузки при Кт = 1 (t < 100°C), Кб = 1,4 [9] и кинематическом коэффициенте V = 1 (вращается внутреннее кольцо):