Подшипники качения. Оценка и применение. Конструкции и маркировка. Радиальные подшипники. Радиально-упорные подшипники, страница 2

          а)                                                        б)                                       в)

Рис. 26.2. Сферический шарикоподшипник

2. Роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами 2000 (рис. 26.3) предназначены для восприятия значительных радиальных нагрузок (С = 1,5). Только некоторые из конструкций воспринимают кратковременные небольшие осевые нагрузки, фиксируя вал в осевом направлении.

                    а)                                              б)                                     в)

Рис. 26.3. Радиальный роликоподшипник

Основная конструкция (без буртов на одном из колец) позволяет иметь плавающие опоры и валы. Подшипники требуют высокой соосности посадочных мест (θ = 2¢). Применяют в буксах железнодорожного подвижного состава, вентиляторах, электродвигателях, паровых и газовых турбинах и т.д.

3. Роликоподшипники радиальные сферические двухрядные 3000 (рис. 26.4) имеют повышенную радиальную грузоподъёмность (С = 2). Они способны компенсировать значительную несоосность, прогибы вала (θ = 2…3°) и воспринимать небольшие осевые нагрузки (до 25% от неиспользованной радиальной). Применение бочкообразных роликов позволяет снизить концентрацию напряжений на их кромках и повысить долговечность.

Сферические роликоподшипники обычно устанавливают на длинных валах, подверженных значительным прогибам или в опорах отдельных корпусов. Их применяют также в подвижном составе, опорах насосов, прокатных станов и в других машинах, где действуют большие радиальные нагрузки и неизбежна несоосность посадочных мест.

                    а)                                              б)                                          в)

Рис. 26.4. Сферический роликоподшипник

4. Роликоподшипники игольчатые 4000 (рис. 26.5) обладают при минимальных габаритах максимальной радиальной грузоподъёмностью. Как правило, ролики (иглы) не разделены сепаратором, поэтому занимают промежуточное положение между подшипниками качения и скольжения. Осевые нагрузки не воспринимают. Применяются на поршневых пальцах, в крестовинах карданных валах и в  коробках передач автомобилей, узлах фрезерных станков и т.д., то есть в узлах, которые должны обеспечить компактность в радиальном направлении, и в узлах с качательным движением.

                    а)                                              б)                                          в)

Рис. 26.5. Игольчатый подшипник

5. Роликоподшипники с витыми роликами 5000 (рис. 26.6) воспринимают только радиальные нагрузки. Они могут воспринимать ударные нагрузки, мало чувствительны к загрязнению. Они имеют высокую радиальную податливость роликов и, как следствие, высокую демпфирующую способность. Относительная грузоподъёмность С = 0,5. Подшипники могут работать только при небольших частотах вращения. Подшипники неперспективны, их применение сокращается. Применяют в тихоходных узлах, не требующих точности вращения, подверженным ударным нагрузкам, и в условиях повышенного загрязнения (сельскохозяйственные машины, неответственные узлы тракторов и т.п.).

                    а)                                                        б)                                в)

Рис. 25.6. Роликоподшипник с витыми роликами

26.4. Радиально-упорные подшипники

6. Шарикоподшипники радиально-упорные 6000 (рис. 26.7) способны воспринимать комбинированные радиальные и осевые нагрузки. Осевая грузоподъёмность их зависит от угла контакта, который имеет следующие значения: a= 12° (обозначение 36000), a= 26° (46000), a= 36° (66000). Увеличение угла контакта повышает грузоподъёмность, но снижает быстроходность подшипников. Относительная грузоподъемность С = 1,2 за счёт большего числа тел качения, чем в подшипниках типа 0000.

               а)                                                   б)                                               в)

Рис. 26.7. Радиально-упорный шарикоподшипник