(26.5)
z – число тел качения.
Исследование зависимости между силами F0, F1, F2,…, Fn с учетом контактных деформаций при абсолютной точности размеров тел качения и колец и отсутствия радиального зазора позволили установить, что величины реакций соответствуют зависимостям:
(26.6)
…………………..
Подставляя эти значения в формулу (26.4), получают:
(26.7)
откуда реакция наиболее нагруженного тела качения:
(26.8)
Установлено, что отношение
(26.9)
для любого числа тел качения, встречающихся в подшипниках. Поэтому реакцию F0 определяют по формуле:
(26.10)
Вводя поправку на влияние радиального зазора и неточности размеров деталей, принимают для шарикоподшипников:
(26.11)
Для роликоподшипников, учитывая иное напряженное состояние, получают:
(26.12)
Приведенные коэффициенты достаточно приблизительны, так как распределение нагрузки зависит от многих факторов, в том числе от точности изготовления подшипников. От износа подшипников увеличиваются зазоры, в результате ухудшаются условия работы вплоть до разрушения подшипника.
26.7. Контактные напряжения
При известных F0, F1, F2,…, Fn можно определить контактные напряжения в подшипниках. Например, для роликоподшипника может быть использована известная формула Герца, по которой определяют максимальное напряжение:
(26.13)
где lw – эффективная длина ролика (без фасок);
r – приведенный радиус кривизны.
Реальные напряжения значительно отличаются от расчётных при выпукло-вогнутом контакте, так как площадки контакта изменяются при различных нагрузках. Анализ формулы (26.13) показывает, что величина радиуса r существенно влияет на напряжённое состояние в точках контакта ролика с выпуклой поверхностью колец или с вогнутой. Так, в точке а максимальные контактные напряжения будут значительно меньше, чем в точке б, где контактируют выпуклые поверхности (рис. 26.13 и 26.14). В этом случае большое значение приобретает тот факт, какое из колец вращается.
Рис. 26.13. Контактные напряжения Рис. 26.14. Контактные напряжения при вращении внутреннего кольца при вращении наружного кольца
В каждой точке поверхности контакта колец и тел качения контактные напряжения изменяются по отнулевому циклу. При вращении внутреннего кольца напряжения в контактных точках а и б меняются по закону, приведенному на рис. 26.13. В точках а и б период цикла напряжений равен времени перемещения очередного тела качения в данную точку.
Несмотря на то, что в точке б максимальные напряжения выше, чем в точке а, но при перемещении точки контакта в точки 1, 2,…, n напряжения уменьшаются и на половине оборота точка а разгружается полностью. Такое напряженное состояние в точках а и б при вращении внутреннего кольца можно оценить приблизительно эквивалентным.
При вращении наружного кольца (рис. 26.14) напряжённое состояние в точке б резко ухудшается; контактные напряжения вызовут усталостные разрушения прежде всего в этой точке. В то же время точка б будет значительно недогружена. Таким образом, наиболее благоприятным является случай вращения внутреннего кольца. При расчете этот фактор учитывают кинематическим коэффициентом V, который принимают:
V = 1 – при вращении внутреннего кольца;
V = 1,2 – при вращении наружного кольца.
26.8. Виды повреждений подшипников
1. Усталостное выкрашивание дорожек и тел качения является основным видом повреждения подшипников, хорошо смазываемых и защищённых от попадания абразивных частиц. Наблюдается после длительной работы в нормальных условиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.