Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Лекция №11
8.3. Соединения сегментными шпонками
Сегментные шпонки распространены меньше призматических. Шпонки изготавливают из чистотянутых сегментных профилей диаметром dш. Высота шпонки h = 0,4 dш, длина l = dш. Шпонки имеют более глубокую посадку (рис. 8.2), не перекашиваются под нагрузкой и не требуют ручной пригонки. Их ставят на относительно тонких участках валов (до 38 мм). При длинных ступицах можно ставить в ряд по оси вала две сегментные шпонки.
Принцип работы сегментных шпонок подобен принципу работы призматических шпонок. Размеры шпонок приведены в справочниках [5, 9]. Расчёт на смятие выполняют по формуле, аналогичной (8.1):
(8.5)
Обозначение: Шпонка b × h × D ГОСТ 24071-80.
Пример 8.2. Подобрать сегментную шпонку и проверить её по напря-жениям смятия по следующим исходным данным: диаметр вала d = 30 мм, крутящий момент на валу Т = 200 Нм, материал ступицы сталь 35. Нагрузка нереверсивная. Шпоночное соединение – основное, посадка – переходная.
Решение.
Предел текучести стали 35 = 300 МПа (прил. 8). Допускаемое напряжение смятия [sсм] = 360/2,1 = 142,9 МПа (коэффициент запаса s в п. 8.2). Принимаем по диаметру вала шпонку с размерами: ширина b = 8 мм, высота h = 11 мм, глубина паза втулки t2 = 3,3 мм, диаметр шпонки dш = 28 мм (прил. 19). Длина шпонки l = dш = 28 мм. Рабочие напряжения смятия:
Вывод. Прочность достаточна, так как рабочее напряжение незначительно ниже допускаемого. Принята шпонка 81128 ГОСТ 24071-80.
8.4. Соединение клиновыми шпонками
Клиновые шпонки (рис. 8.3) располагают в пазу с зазором по боковым граням, а рабочими являются широкие грани шпонки. Передача крутящего момента от вала к ступице осуществляется, в основном, силами трения, которые образуются в соединении от запрессовки шпонки (забивки шпонки в паз). При этом в деталях возникают напряжения смятия по широким граням и по полуцилиндру.
Клиновая форма шпонки может вызвать перекос детали, при котором её торцовая плоскость не будет перпендикулярна оси вала. Обработка паза в ступице с уклоном, равным уклону шпонки (1:100), создаёт дополнительные технологические трудности и часто требует индивидуальной пригонки шпонки по пазу, что недопустимо в условиях крупносерийного и массового производства.
Разновидностью клиновых шпонок являются тангенциальные шпонки (рис. 8.4), которые ставят попарно в паз, располагая их наклонными поверхностями друг к другу и забивая их в противоположные стороны. При необходимости реверса ставят два комплекта шпонок с их расположением под 120. Размеры клиновых шпонок приведены в литературе [2, 3, 9]. Применение клиновых шпонок значительно сократилось, что позволяет не рассматривать их конструктивные разновидности и расчёт на прочность.
9.1. Оценка и применение
Шлицевое соединение (рис. 9.1) условно можно рассматривать как много-шпоночное, у которого шпонки выполнены заодно с валом в виде наружных зубьев, вследствие чего их называют также зубчатыми соединениями. В отверстии ступицы 2 протяжкой нарезают внутренние зубья, наружные зубья на валу 1 фрезеруют. По сравнению со шпоночными шлицевые соединения имеют следующие достоинства:
1) Меньше радиальные габариты.
Рис. 9.1. Шлицевое соединение
2) Высокая несущая способность.
3) Взаимозаменяемость.
4) Хорошее центрирование деталей.
Эти преимущества позволяют использовать соединения в условиях массового производства и при большой угловой скорости валов. Шлицевые соединения нашли широкое применение в высоконапряжённых машинах (автотракторная промышленность, станкостроение, авиастроение, сельхозмашиностроение). Соединения обеспечивают жёсткое фиксирование деталей в окружном направлении и допускают их взаимные осевые перемещения (подвижные соединения).
Недостатки:
1) Концентрация напряжений (меньшая, чем у шпоночных соединений).
2) Относительная сложность изготовления.
9.2. Классификация и геометрия
По форме профиля зубьев различают три вида соединений: прямобочные, эвольвентные и треугольные.
А) Соединения с прямобочными зубьями (рис. 9.2) наиболее распро-странены в машиностроении. В зависимости от числа зубьев (z = 6…20) и их высоты предусмотрены три серии соединений: легкая, средняя и тяжелая. При переходе от легкой к тяжёлой серии увеличивается число зубьев, внешний диаметр и, как следствие, нагрузочная способность.
Рис. 9.2. Поверхности центрирования
Центрирование осуществляют по внешнему D (рис 9.2, а) или внутреннему d (рис. 9.2, б) диаметрам зубьев, а также по боковым поверхностям зубьев b(рис. 9.2, в). При центрировании по диаметрам соединение имеет минимальные зазоры по поверхностям диаметров D или d и ограниченный зазор по боковым сторонам. По нецентрирующему диаметру предусмотрен значительный зазор.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.