Методика преподавания церковно-певческого обихода в Регентском отделении при Санкт-Петербургской Духовной Академии

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОГО ОБИХОДА В РЕГЕНТСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ПРИ СПбДА

Доклад М.И.Ващенко, заведующего Регентского отделения при Санкт-Петербургской Духовной Академии, прочитанный на Пятом Московском церковно-певческом Семинаре в 2002 году

В РПЦ за тысячелетний период написано много духовно-певческих сочинений, которые составляют церковный Обиход. Этому способствовала специфика Православного Богослужения. Ни одно Богослужение общественное или частное, при наличии хора или совершаемое одним священником не проходит без пения, своды храмов постоянно оглашаются пением. Поэтому Церковный Устав все молитвословия делит на читаемые и поемые. Они содержатся в суточном, недельном и годовом кругах Богослужения. В связи с таким обилием певческого материала требуются специально подготовленные певчие, во главе которых поставляется регент, отвечающий за Устав и истовое пение. Для этого регент должен быть профессионально подготовленным по церковно-богословским и музыкальным предметам.

Для регента необходимо хорошо знать:

1. Церковный Устав и Церковнославянский язык.

2. Библейскую историю, догматические положения Православной Церкви и ее нравственные устои.

3. Историю Церкви и Историю церковного пения.

Регент должен иметь необходимые знания в музыкальных предметах:

1. Элементарная теория и последующая гармония регенту дают возможность грамотно прочесть и осмыслить музыкальное произведение и находить выразительные средства музыки для ее истолкования.

2. Сольфеджио воспитывает музыкальный слух, развивает мелодическую и гармоническую память и дает хорошую практику чтения нот с листа.

3. Постановка голоса помогает регенту самому ощутить красоту звучания музыкальных звуков, а в его работе с хором - добиваться от певчих красивого звука и церковного кантиленного пения.

4. Дирижирование или регентование является для регента основным профилирующим предметом.

5. Для регента необходимо владеть и музыкальным инструментом, который может сослужить ему в самоподготовке при прочтении партитуры.

6. Регенту необходимы большие знания в области церковно-певческого Обихода, который является для него настольной книгой.

7. Кроме музыкально-теоретической подготовки необходимо наличие у регента и музыкальной одаренности - тонкого слуха, хорошей музыкальной памяти, чувства формы, ритма, концентрированного внимания и активной целенаправленной воли.

8. Наконец, регент должен быть хорошим педагогом-воспитателем, с организаторскими способностями и, конечно, церковным человеком, возрастая духовно для ответственного служения.

В Регентском отделении при СПбДА церковно-певческому Обиходу уделяется большое внимание. На его освоение отводится 540 академических часов, из расчета: в 1-ом классе 6 часов, во 2,3 и 4 классах по 4 часа в неделю. Предмет носит историческое название и называется "Церковное пение". В него входит весь певческий материал, который совершается ежедневно в течение года.

Основное место в церковно-певческом Обиходе занимает осмогласие, т. к. на восемь гласов исполняются все стихиры, тропари и кондаки, ирмосы, прокимны, аллилуарии и многие неизменяемые песнопения в суточном круге Богослужения. Исторически так сложилось, что осмогласие имеет несколько вариантов-распевов. Одни из них имеют мелодии для всех видов литургических текстов, другие используются лишь фрагментально.

В настоящее время в РПЦ практикуются следующие распевы: большой и малый знаменный, киевский, греческий, болгарский и сербский. Довольно большой объем песнопений исполняется киевским распевом.

За многовековый период накопилось много вариантов одних и тех же распевов. Они возникали в больших городах, монастырях и отдаленных местностях. Такие варианты необходимо называть напевами, а не распевами. Например, неправильно именуют ярославский, владимирский, соловецкий, валаамский распевы. В их основе лежат те же распевы: знаменный, киевский, греческий. Поэтому нужно называть такие варианты местными традициями-напевами.

Необходимо отметить, что на протяжении многих веков осмогласие было монодическим, т. е. практиковалось в одноголосном изложении. В гармоническом оформлении оно появилось лишь в XIX веке. При облачении монодии в гармонию появлялись трудности, при преодолении которых происходило сокращение мелодии в одном случае больше, в другом меньше, но изменения были. Это породило разногласие в певческих кругах. Дело доходило до фанатического обвинения в нарушении традиций и законов церковного пения.

Поскольку в настоящее время повсеместно используется осмогласие в гармоническом изложении, то в Регентском отделении при СПбДА оно изучается в трех основных вариантах: петербургском - по Обиходу ППК под ред. А. Ф. Львова и Н. И. Бахметева, московском - по Обиходу Синодального хора под ред. А. Д. Кастальского и новгородском - по Спутнику псаломщика. Последний изложен монодией и служит для сравнительного обозрения мелодий в предыдущих Обиходах. Указанные Обиходы были одобрены духовной цензурой и изданы для клиросного применения. Можно дискутировать какой из них правильнее и менее сокращен, но они имеют широкое распространение и их надо изучать.

Похожие материалы

Информация о работе