Методика преподавания церковно-певческого обихода в Регентском отделении при Санкт-Петербургской Духовной Академии, страница 2

По учебной программе РО осмогласие преподается по следующей схеме. На начальном этапе (в 1-ом классе), по общепринятому принципу, проходится более легкий материал - пение тропарей и кондаков. Затем напев на "Господи, воззвах", с применением запева "Изведи из темницы..." и первой воскресной стихиры, "Слава, и ныне:" Богородичен-Догматик. Далее изучаются ирмосы и прокимны. При прохождении указанного материала все внимание уделяется на изучение главной мелодии. По мере освоения последней и при повторении к ней присоединяется параллельная вторая мелодия, функциональный бас и заполняющий гармонию голос.

В 3-ем классе осмогласие повторяется, но в более полном объеме и в сравнительном обзоре. Перед изучением каждого гласа предварительно дается письменное задание: записать в нотную тетрадь структуру гласа с определением тональности, наклонения и гармонической цифровки.

Во время урока на доске выписываются мелодические строки в сравнительном обзоре двух или трех редакций и объясняется структура гласа без применения текста, а именно:

определяется мелодический рисунок и читок, отмечается двух или трехсоставность строки, указываются устойчивые и опорные звуки, отмечается главная роль ударных слогов текста и их совпадение с мелодическими акцентами, даются нормы сокращения и расширения строк, которые происходят от асимметричных цезур в текстах песнопений, показывается разночтение мелодий в Обиходах и объясняются причины их появления, проигрываются мелодические строки на фортепиано для слухового запоминания и музыкального анализа гласа.

После теоретического объяснения можно приступать к практической работе. Для этого берется книга Октоих на церковнославянском языке и происходит следующее:

осмысленно прочитывается заданный текст, отмечается его содержание с указанием главной темы (песнопения догматического характера - Догматики, песнопения повествовательно-исторического характера - "Августу единоначальствующу на земли", песнопения нравственно-дидактического характера - стихира: "Постимся постом приятным...", песнопения созерцательного характера - антифон 4-й на утрени Великого Пятка, глас 5-й: "Днесь Иуда оставляет Учителя...", песнопения, сопровождающие литургические действия - Херувимская песнь, гимнического характера - "Свете Тихий...", "Единородный Сыне"), выявляются особенности и сложности произношения текста, расставляются цезуры, определяется тональность гласа и первый аккорд (с какой ступени), учитывается тип хора и гармоническое расположение голосов (тесное, широкое), указывается мелодическое положение cantus firmus, закрепляется за каждой голосовой партией аккордовый тон, даются правила переложения из тесного расположения в широкое и обратно, предварительно пропевается текст по установленным цезурам, особое внимание обращается на правильную певческую дикцию для ясного пропевания текста, намечается дирижерский жест и при необходимости определяется тактовый размер, весь состав учащихся распределяется на две группы, назначаются регенты и канонархи и происходит антифонное пение по текстам Октоиха. Такая методика распространяется на все разделы осмогласных текстов: стихир, тропарей, кондаков, ирмосов и прокимнов. Освоение гласов проходит в порядке их числового следования: 1-й, 2-й, 3-й и т.д. На один глас уходит несколько уроков, во время которых каждый учащийся должен ответить на проходимую тему. За 1-й семестр усваиваются 4-е гласа с непременным их повторением, а в сессию бывает зачет или экзамен. Неизменяемые обиходные песнопения Всенощного бдения и Литургии в четырехголосном изложении, Догматики знаменного распева в монодии, прокимны на вечерни и утрени и "Свят Господь Бог наш" в гармонии изучаются во 2-ом классе.

Неизменяемые песнопения даются в нотном изложении по специально составленным сборникам и с подбором практиковавшихся песнопений. Многие из них поются на определенный глас или имеют вариационный характер того или иного гласа. Например: "Блажен муж" - вариации 8-го гласа, "Свете Тихий" - вариации 2-го гласа, "Сподоби, Господи" - 8-й глас, "Ныне отпущаеши" - 6-й глас, тропари по непорочных - 5-й глас, "От юности моея" - вариации 1-го гласа, пение после Евангелия - 6-й глас, "Величит душа Моя Господа" - вариации 2-го и 4-го гласа, "Преблагословенна еси" - 2-й глас, Изобразительные антифоны - 1-й глас, "Единородный Сыне" и "Приидите, поклонимся" - вариации 2-го гласа, "Милость мира" - вариации 7-го гласа, "Достойно есть" - 8-й глас, "Видехом свет истинный" и "Да исполнятся уста наша" - вариации 2-го гласа.

В 4-ом классе изучаются:

песнопения двунадесятых и великих праздников, постной и цветной триодей по праздничной минее (стихиры, тропари, кондаки, величания, пение после Евангелия, ирмосы, прокимны на утрени и литургии, праздничные антифоны), весь материал проходится с учетом церковного устава (последовательность и особенности службы) и построения общих и близких тональностей при стыке песнопений и в согласованности с тонами священнослужителей, песнопения Литургии Преждеосвященных Даров, задостойники в гармонизации прот. П. Турчанинова, песнопения при архиерейском Богослужении, песнопения молебнов, таинства брака, елеосвящения, отпеваний, панихид и других частных Богослужений.