Почему книги? Ответ на этот вопрос находим в Священном Писании:
«Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей»(Исх.32,32-33).
«У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, - не в книге ли они Твоей?»(Пс.55,9).
5. Завет.
По-еврейски: berit. Означает самый тесный союз, договор. Обозначает отношения между Богом и миром, человеком. Первый завет с Ноем, затем с Авраамом, Синайский Завет с Израилем.
По-гречески «завет»: hj diaqhvkh (завещание). По-латыни: testamentum(завет).
6. Ветхий и Новый Завет.
«Ветхий» встречается в 2 Кор. 3,14:
«Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.»
Все события Ветхого Завета становятся ясными лишь с пришествием Христа.
«Новый Завет» в Иер.31,31:
«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет».
I. Исагогика.
1.Определение и содержание науки.
Греческое слово eijsagwgh; переводится как введение. Термин появился с конца 4 века. Ученый антиохийский монах Адриан назвал свой труд «Введение в Божественное Писание», в котором он исследует стиль, правила толкования. Впоследствии в 18 веке этот термин закрепился за определенным отделом библеистики, когда протестантский богослов Эйхгорн определил содержание этой науки.
Исагогикой(ветхозаветной, новозаветной) называется библейская дисциплина, которая занимается происхождением и историей Священного текста (Ветхого и Нового Завета), либо всех книг в общем(общая исагогика), либо каждой в отдельности(частная), а также историей канона (ВЗ и НЗ). Отвечает на вопросы: где? Когда? Как и что?
2. Хронология ветхозаветной священной истории.
А. Эпоха патриархов.
1850 переселение Авраама в Ханаан ок.1700 переселение семейства Иакова в Египет
Б. Моисей и завоевание Обетованной земли Иисусом Навином
1250 исход из Египта
1200 завоевание Св.Земли.
В. Период судей 1200 – 1030
Г. Период Царств
1030-1010 Саул
1010-970 Давид
970-931 Соломон
931 разделение на Северное(собственно, Израильское) и Южное(Иудейское)
931-722 Северное
722 взятие Самарии Саргоном Вторым.
931-587 Южное
586 взятие Иерусалима Навуходоносором
539 персидский царь Кир взял Вавилон
538 указ Кира
Е. Персидская эпоха 538 - 333
У иудеев нет независимости, они входят в состав персидского царства, зависят от всех персидских царей.
Ж. Эпоха эллинизма 333 – 200
Евреи входят в состав Египта, управляет династия Логидов.
З. Эпоха селевкидов 200 – 142
Столица в Антиохии.
И. Самостоятельность 142 – 63
142 восстание Асмонеев (Маккавеев)
63 вход войск Помпея в Иерусалим
К. Римский протекторат.
66 – 70 1я иудейская война
70 взятие Иерусалима, разрушение второго Иерусалимского храма войсками Тита
131 – 135 2ое иудейское восстание под предводительством Баркохбы, которого объявили иудейским Мессией.
II. История текста Священного Писания Ветхого Завета.
1. История древнего текста.
1 Езд. 4,8 – 6,18; 7,12 – 26.
Дан.2,4 – 7,28
Эти отрывки дошли до нас на арамейском языке. Как и древнееврейский, этот язык относят к семитской группе языков. Это был общеразговорный язык на всем Древнем Востоке. С середины 1го тысячелетия иудеи входили в Сирийскую империю. Персы, когда завоевали ее, оставили арамейский язык, как канцелярский. Евреи, переселенные в Вавилон, осваивали его, арамейский язык стал вытеснять древнееврейский.
А. Система письменности.
Ветхий Завет был записан алфавитным письмом. Первые алфавитные системы относятся к 13 веку до Рождества Христова. Первым считается финикийский алфавит.
Б. Периоды истории текста.
Первый до 586 года. В этот период написан ряд книг. Не дошло ни одного текста. Есть только ряд косвенных свидетельств, а именно, археологические раскопки в Палестине.
Второй: 586 – 70й по РХ. Создается ветхозаветный текст в его целостности. Происходит смена алфавита: появляется так называемое «квадратное письмо». Его особенности: это консонантный [1] алфавит. Текст в этот период существовал в различных редакциях. Появляются люди, которые профессионально занимаются текстом (соферим – книжники, первый из них – это Ездра).
Третий: с 70 года. Во второй период текст существовал в различных редакциях. К концу 1 – началу 2 века евреи приходят к единой текстовой традиции. Уничтожаются все остальные тексты, кроме одного.
Поскольку храм восстановить уже было невозможно, внимание иудеев сосредоточилось на тексте. Из Иерусалимского храма была спасена рукопись, с которой потом были сделаны списки. Произошла так называемая унификация текста. В Кумране позднее были найдены рукописи, относящиеся ко 2 периоду.
Итак, существовали жесткие правила переписи текстов: нельзя было сокращать слова, переписывать мог только природный еврей, только правой, а не левой рукой.
Проводились скурпулезные исследования: количество букв и т.д. Цель одна – не допустить каких-либо изменений в тексте.
Люди, работавшие над текстом, назывались масореты (евр. масора – предание). Они дали тексту огласовку. Текст получил название «масоретского текста» – МТ.
МТ – это унифицированный еврейский текст Священного Писания, над которым работали масореты.
Современной разделение на главы осуществил в 1206 году кентерберийский архиепископ Стефан Лангтон.
В 1555 году на стихи разделил издатель Библии Роберт Стефан, позднее издатели еврейской Библии переняли это разделение.
Первая печатная еврейская Библия была издана в 1477 году в городе Сончино (Италия).
В. Самарянское Пятикнижие.
Самарянская община имела свое Пятикнижие. Оно было перенято от иудеев после Вавилонского плена. Текст записан алфавитом, схожим с финикийским.
Самарянское Пятикнижие восходит к иному текстовому прототипу, чем МТ.
2. Основные части еврейского текста Священного Писания.
Их три: Тора; (закон, учение), Навиим (пророки) и Кетувим (писания). Аббревиатура: ТаНаХ.
В состав Торы входит 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.