Канон книг Ветхого Завета. Падение иудейского царства (с гибели Иосии до начала плена). Возвращение из вавилонского плена. Второй храм. Восстановление Иерусалима

Страницы работы

93 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Почему книги? Ответ на этот вопрос находим в Священном Писании:

«Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.   Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей»(Исх.32,32-33).

«У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, - не в книге ли они Твоей?»(Пс.55,9).

5. Завет.

По-еврейски: berit. Означает самый тесный союз, договор. Обозначает отношения между Богом и миром, человеком. Первый завет с Ноем, затем с Авраамом, Синайский Завет с Израилем.

По-гречески «завет»: hj diaqhvkh (завещание). По-латыни: testamentum(завет).

6. Ветхий и Новый Завет.

«Ветхий» встречается в 2 Кор. 3,14:

«Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.»

Все события Ветхого Завета становятся ясными лишь с пришествием Христа.

«Новый Завет» в Иер.31,31:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет».

I.  Исагогика.

1.Определение и содержание науки.

Греческое слово eijsagwgh; переводится как введение. Термин появился с конца 4 века. Ученый антиохийский монах Адриан назвал свой труд «Введение в Божественное Писание», в котором он исследует стиль, правила толкования. Впоследствии в 18 веке этот термин закрепился за определенным отделом библеистики, когда протестантский богослов Эйхгорн определил содержание этой науки.

Исагогикой(ветхозаветной, новозаветной) называется библейская дисциплина, которая занимается происхождением и историей Священного текста (Ветхого и Нового Завета), либо всех книг в общем(общая исагогика), либо каждой в отдельности(частная), а также историей канона (ВЗ и НЗ). Отвечает на вопросы: где? Когда? Как и что?

2. Хронология ветхозаветной священной истории.

А. Эпоха патриархов.

1850  переселение Авраама в Ханаан ок.1700               переселение семейства Иакова в Египет

Б. Моисей и завоевание Обетованной земли Иисусом Навином

1250  исход из Египта

1200  завоевание Св.Земли.

В. Период судей 1200 – 1030

Г. Период Царств

1030-1010  Саул

1010-970  Давид

970-931  Соломон

931  разделение на Северное(собственно, Израильское) и Южное(Иудейское)


931-722 Северное

722  взятие Самарии Саргоном Вторым.

931-587 Южное

586            взятие Иерусалима Навуходоносором

Д. Период Вавилонского плена 586-538

539  персидский царь Кир взял Вавилон

538  указ Кира

Е. Персидская эпоха 538 - 333

У иудеев нет независимости, они входят в состав персидского царства, зависят от всех персидских царей.

Ж. Эпоха эллинизма 333 – 200

Евреи входят в состав Египта, управляет династия Логидов.

З. Эпоха селевкидов 200 – 142

Столица в Антиохии.

И. Самостоятельность 142 – 63

142  восстание Асмонеев (Маккавеев)

63  вход войск Помпея в Иерусалим

К. Римский протекторат.

66 – 70 1я иудейская война

70  взятие Иерусалима, разрушение второго Иерусалимского храма войсками Тита

131 – 135            2ое иудейское восстание под предводительством Баркохбы, которого объявили иудейским Мессией.

II.  История текста Священного Писания Ветхого Завета.

1.  История древнего текста.

1 Езд. 4,8 – 6,18; 7,12 – 26.

Дан.2,4 – 7,28

Эти отрывки дошли до нас на арамейском языке. Как и древнееврейский, этот язык относят к семитской группе языков. Это был общеразговорный язык на всем Древнем Востоке. С середины 1го тысячелетия иудеи входили в Сирийскую империю. Персы, когда завоевали ее, оставили арамейский язык, как канцелярский. Евреи, переселенные в Вавилон, осваивали его, арамейский язык стал вытеснять древнееврейский.

А. Система письменности.

Ветхий Завет был записан алфавитным письмом. Первые алфавитные системы относятся к 13 веку до Рождества Христова. Первым считается финикийский алфавит.

Б. Периоды истории текста.

Первый до 586 года. В этот период написан ряд книг. Не дошло ни одного текста. Есть только ряд косвенных свидетельств, а именно, археологические раскопки в Палестине.

Второй: 586 – 70й по РХ. Создается ветхозаветный текст в его целостности. Происходит смена алфавита: появляется так называемое «квадратное письмо». Его особенности: это консонантный [1] алфавит. Текст в этот период существовал в различных редакциях. Появляются люди, которые профессионально занимаются текстом (соферим – книжники, первый из них – это Ездра).

Третий: с 70 года. Во второй период текст существовал в различных редакциях. К концу 1 – началу 2 века евреи приходят к единой текстовой традиции. Уничтожаются все остальные тексты, кроме одного.

Поскольку храм восстановить уже было невозможно, внимание иудеев сосредоточилось на тексте. Из Иерусалимского храма была спасена рукопись, с которой потом были сделаны списки. Произошла так называемая унификация текста. В Кумране позднее были найдены рукописи, относящиеся ко 2 периоду.

Итак, существовали жесткие правила переписи текстов: нельзя было сокращать слова, переписывать мог  только природный еврей, только правой, а не левой рукой.

Проводились скурпулезные исследования: количество букв и т.д. Цель одна – не допустить каких-либо изменений в тексте.

Люди, работавшие над текстом, назывались масореты (евр. масора – предание). Они дали тексту огласовку. Текст получил название «масоретского текста» – МТ.

МТ – это унифицированный еврейский текст Священного Писания, над которым работали масореты.

Современной разделение на главы осуществил в 1206 году кентерберийский архиепископ Стефан Лангтон.

В 1555 году на стихи разделил издатель Библии Роберт Стефан, позднее издатели еврейской Библии переняли это разделение.

Первая печатная еврейская Библия была издана в 1477 году в городе Сончино (Италия).

В. Самарянское Пятикнижие.

Самарянская община имела свое Пятикнижие. Оно было перенято от иудеев после Вавилонского плена. Текст записан алфавитом, схожим с финикийским.

Самарянское Пятикнижие восходит к иному текстовому прототипу, чем МТ.

2.  Основные части еврейского текста Священного Писания.

Их три: Тора; (закон, учение), Навиим (пророки) и Кетувим (писания). Аббревиатура: ТаНаХ.

В состав Торы входит 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие

Похожие материалы

Информация о работе