Рассмотрим теперь некоторые моменты Деяний. Конечно, было бы напрасным попытаться охватить на лекциях все абсолютно. Это скорее задача самостоятельной работы, а также семинаров. Здесь мы остановимся лишь на некоторых важнейших эпизодах.
Пятидесятница
Деяния иногда называют Евангелием Святого Духа. В первых
13 главах Деяний более 40 упоминаний о Святом Духе.
Первохристианская Церковь была преисполнена Св. Духом, Св.Дух руководил Апостолами в их проповеди. И в этом источник успеха евангельского благовестия. Вот некоторые примеры. Дух Святой:
1) направил Филиппа к евнуху из Эфиопии (8:29);
2) подготовил Петра к встрече посланцев Корнилия (10:19);
3) повелел отделить Варнаву и Павла для проповеди слова
Божия (13:2-4);
4) определил решения апостольского собора в Иерусалиме
(15:28): "Изволися Духу Св. и нам" - формула для оросов всех
Вселенских и поместных соборов;
5) провел Павла через Мисию в Троаду и далее в Европу
(16:6-10);
6) Ученики приняли силу, когда на них сошел Св.Дух (1:8);
7) мужество и красноречие Петра перед Синедрионом явились результатом действия Св.Духа (4: 8-31);
8) победа Павла над Елимой-волхвом совершилась действием
Св.Духа (13:9) и т.д.
О сошествии Св.Духа на апостолов прекрасно говорится в хвалитной стихире на утрени в неделю Пятидесятницы (творение св.Космы Майюмского - 8 век). Глас 4. "Преславная днесь видеша вси языци во граде Давидове, егда Дух сниде Святый во огненных языцех, якоже Богоглаголивый Лука повествует, глаголет бо:
собранным ученикам Христовым быть шум, якоже носиму дыханию бурну, и исполни дом, идеже бяху седяще, и вси начаша глаголати странными глаголы, странными учении, странными повелении Святые Троицы".
Теперь поговорим о времени этого события. Литургическое толкование в тропаре третьего часа дает вроде бы вполне определенный ответ: "Господи, Иже Пресвятого
Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославый..."
Согласно этому толкованию, сошествие Св.Духа на Апостолов совершилось в третий час дня, т.е., по нашему счету времени, утром, в 9 часу. Это толкование основано на свидетельстве ап.Петра: "они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня" (2:15). Но свидетельство ап.Петра относится не столько к моменту сошествия Святого Духа, сколько к состоянию, в котором находились Апостолы. К сошествию Св.Духа в собственном смысле относится указание времени в Деяниях (2:1). Русский перевод при наступлении дня Пятидесятницы неточен, т.к. греческое слово "симплирусфэ" означает не наступление, а приближение к концу. В славянском переводе правильнее "егда скончавшеся дние
Пятидесятницы", в Вульгате аналогично: cum complerentur dies
Pentecostes. В древнейших рукописях день Пятидесятницы подходил к концу в этот момент, когда Дух Святой в дыхании ветра и в огненных языках сошел на Апостолов, т.е. сошествие
Св.Духа совершилось вечером, на исходе праздника
Пятидесятницы.
Принимая во внимание, что иудейский праздник
Пятидесятницы совершался через 7 недель после 16 нисана, которое приходилось тогда на первый день недели, мы приходим к выводу, что Св.Дух сошел на Апостолов в иудейский праздник
Пятидесятницы вечером в первый день недели. [Это именно так, как ныне происходит на праздник Св.Троицы, когда три коленопреклоненные молитвы Св.Василия Великого читаются на вечерне после Литургии]. Таким образом, надо признать разрыв во времени между чудом огненных языков и речью Петра перед народом в притворе Храма.
02.02.95.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.