Невозможно с точностью указать место написания книги.
Если допустить, что книга Деяний написана во время первых уз римских, то местом ее написания был Рим, ибо во время первых уз ап.Павла вместе с ним в Риме был и ев.Лука.
Св.Ириней Лионский (2 в.) считает, что Деяния написаны после смерти ап.Павла (63-66 гг.). По мнению немецкого историка-богослова А.Харнака, Деяния были закончены еще при жизни ап.Павла, так как Лука не цитирует послания Павла и не упоминает о его казни. Лука умалчивает о том, что они составлены до 70 г. По мнению блж. Иеронима, Деяния написаны в
Риме.
Главную цель Деяний Лука отождествляет с той целью, которую Господь поставил ученикам перед Вознесением: "быть свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (1:8). Подобно горчичному зерну, христианство зародилось в маленькой Палестине и за 30 лет охватило всю
Римскую империю.
Цель, указанная в начале Деяний, реализована в последней,
28 главе. Интересно, что евангельское благовестие дошло до
Рима задолго до прибытия туда ап.Павла, который нашел христиан в Путеолах (Деян.28:4). Условия Римской империи в тот период в целом благоприятствовали апостольской миссии. Лука постоянно подчеркивает, что римское право и суд всегда справедливы к христианам и никогда не приравнивали их к злодеям.
Так, в Деяниях (23:29) тысяченачальник Клавдий Лисий заявляет, что он ничего не имеет против Павла. В Деяниях
(25:25) Фест говорит, что Павел не сделал ничего, заслуживающего смертной казни. Фест и Агриппа оправдывают
Павла и хотели бы его отпустить, если бы он не обратился к
Цезарю.
Иное отношение римского государства к христианству мы видим в Апокалипсисе, написанном позднее, когда начались гонения. В Апокалипсисе Римская империя изображена в самых мрачных тонах, а император становится символом Антихриста.
Постараемся теперь как-то периодизировать Деяния. Первую часть Деяний составляют 15 глав, излагающие события, свидетелем которых Лука, по-видимому, не был и информацию о которых он получил из вторых рук. Сохранилось, наверное, устное предание о трех поместных церквах: 1) история
Иерусалимской Церкви (гл.1-5 и 15-16); 2) история церковной общины в Кесарии (8:26-40 и 9:31 - 10:48); 3) история церковной общины в Антиохии (11:19-30 и 12:25 - 14:28).
Во второй части (гл.16-28) Лука часто выступает как непосредственный участник и очевидец событий. Так, от первого лица множественного числа ("мы") изложены отрывки 16:10-17;
20:5-16; 21:1-18; 27,1-28,16.
1) В главах 1-6 рассказывается об Иерусалимской церкви и проповеди Петра; повествование заканчивается следующим итогом:
"И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в
Иерусалиме; и из священников многие покорились вере" (6:7).
Первые христианские иереи пришли из ветхозаветного Храма.
2) В 6:8 - 9:31 описывается распространение христианства по всей Палестине, речь Стефана в Синедрионе и проповедь в
Самарии. Основная идея: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и
Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались" (9:31).
3) В 9:32 - 12:24 говорится о распространении Церкви до
Антиохии и обращении Корнилия. Основная мысль: "Слово же Божие росло и распространялось" (12:24).
4) В 12:25 - 16:5 рассказывается о распространении христианской Церкви в Малой Азии и о проповеди в Галатии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.