Церковь Христова в Иерусалиме, страница 4

Невозможно с  точностью  указать  место  написания книги.

Если допустить,  что книга Деяний написана во время первых  уз римских,  то местом ее написания был Рим,  ибо во время первых уз ап.Павла вместе с ним в Риме был и ев.Лука.

Св.Ириней Лионский (2 в.) считает,  что  Деяния  написаны после   смерти   ап.Павла  (63-66 гг.).  По  мнению  немецкого историка-богослова А.Харнака,  Деяния были закончены  еще  при жизни  ап.Павла,  так как Лука не цитирует послания Павла и не упоминает  о  его  казни.  Лука  умалчивает  о  том,  что  они составлены до 70 г. По мнению блж. Иеронима, Деяния написаны в

Риме.

Главную цель  Деяний  Лука  отождествляет  с  той  целью, которую  Господь  поставил  ученикам перед Вознесением:  "быть свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и  даже  до края  земли"  (1:8).  Подобно  горчичному  зерну, христианство зародилось в маленькой Палестине и  за  30  лет  охватило  всю

Римскую империю.

Цель, указанная в начале Деяний, реализована в последней,

28 главе.  Интересно,  что евангельское благовестие  дошло  до

Рима задолго до прибытия туда ап.Павла, который нашел христиан в Путеолах (Деян.28:4). Условия Римской империи в тот период в целом  благоприятствовали апостольской миссии.  Лука постоянно подчеркивает,  что римское право и суд  всегда  справедливы  к христианам  и  никогда  не приравнивали их к злодеям.

Так, в  Деяниях  (23:29)  тысяченачальник  Клавдий  Лисий заявляет,  что  он  ничего  не  имеет против Павла.  В Деяниях

(25:25) Фест   говорит,   что   Павел   не   сделал    ничего, заслуживающего  смертной  казни.  Фест  и  Агриппа оправдывают

Павла и хотели бы его отпустить,  если бы он  не  обратился  к

Цезарю.

Иное отношение  римского  государства  к  христианству мы видим  в  Апокалипсисе,  написанном  позднее,  когда  начались гонения.  В  Апокалипсисе  Римская  империя изображена в самых мрачных тонах, а император становится символом Антихриста.

Постараемся теперь как-то периодизировать Деяния.  Первую часть  Деяний  составляют   15   глав,   излагающие   события, свидетелем которых Лука,  по-видимому,  не был  и информацию о которых он  получил  из  вторых  рук.  Сохранилось,  наверное, устное   предание   о   трех  поместных  церквах:  1)  история

Иерусалимской Церкви (гл.1-5 и 15-16);  2)  история  церковной общины  в  Кесарии  (8:26-40  и  9:31  -  10:48);  3)  история церковной общины в Антиохии (11:19-30 и 12:25 - 14:28).

Во второй  части  (гл.16-28)  Лука  часто  выступает  как непосредственный участник и очевидец событий.  Так, от первого лица множественного числа ("мы")  изложены  отрывки  16:10-17;

20:5-16; 21:1-18; 27,1-28,16.

1) В  главах 1-6 рассказывается об Иерусалимской церкви и проповеди Петра; повествование заканчивается следующим итогом:

"И  слово  Божие  росло,  и число учеников весьма умножалось в

Иерусалиме;  и из священников многие покорились  вере"  (6:7).

Первые христианские иереи пришли из ветхозаветного Храма.

2) В 6:8 - 9:31 описывается распространение  христианства по  всей  Палестине,  речь  Стефана в Синедрионе и проповедь в

Самарии.  Основная идея:  "Церкви же по всей Иудее,  Галилее и

Самарии были в покое,  назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались" (9:31).

3) В  9:32  - 12:24 говорится о распространении Церкви до

Антиохии и обращении Корнилия. Основная мысль: "Слово же Божие росло и распространялось" (12:24).

4) В  12:25  -  16:5  рассказывается  о   распространении христианской  Церкви  в  Малой  Азии  и о проповеди в Галатии.