Основная мысль: "И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом" (16:5).
5) В 16:21 - 19:20 рассказывается о распространении
Церкви до Европы и о проповеди Павла в таких крупных языческих городах, как Коринф и Ефес. Основная мысль: "С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (19:20).
6) В 19:21 - 28:31 рассказывается о прибытии Павла в Рим и заключении его в тюрьму. Павел проповедует Царство Божие и учит о Господе Иисусе Христе "со всяким дерзновением невозбранно" (28:31).
Деяния заканчиваются повествованием о пребывании Павла в римском заключении в ожидании суда. Конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование, так как он выполнил поставленную задачу. Он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространилось по всему миру достигнув, наконец,
Рима.
В Деяниях отразилась хронология Апостольского века.
Первый период (главы 1-5) охватывает около семи лет от
Вознесения (примерно 29 г. нашей эры) до распространения христианского благовестия за пределы Палестины после гибели первомученика Стефана и связанного с ним первого гонения на
Церковь (около 35 г.)
Второй период (главы 6-12) - переходный, обнимает около
10 лет (35 - 44 гг.) до гонения, воздвигнутого на Церковь
Иродом Агриппою I. Смерть Ирода Агриппы I, о которой говорится в 12 гл. Деяний, относится к 44 г. К этому периоду относится начало распространения благовестия о Христе в неиудейской среде.
Третий период в 20 лет (гл.12-28) начинается с 44 г. и кончается во второй половине 60-х годов, когда иерусалимские христиане, предчувствуя разрушение Иерусалима, вышли из
Святого города и переселились в Пеллу за Иордан. Это переселение было концом Иерусалимской Церкви. Основное содержание истории третьего периода - распространение христианства главным образом трудами ап.Павла в бассейне
Средиземного моря.
Четвертый период истории Апостольского века (65-100 гг)., о котором Деяния не повествуют, обнимает историю христианской
Церкви в последнюю треть I века.
I период истории Апостольского века
Поскольку христианская Церковь в первый период
Апостольского века была Церковью чисто иудейской, в ней не могло возникнуть проблемы обрезания. Сущность проблемы, которая стала перед Церковью в последующие годы, заключалась в том, нужно или нет обязывать вступающих в Церковь язычников соблюдать закон Моисеев.
II период истории Апостольского века
1) Дело Стефана. Речь Стефана в Синедрионе строится на двух моментах:
а) ветхозаветное обетование получило исполнение во
Христе;
б) исполнение Ветхого Завета означает его прехождение.
2) Распространение благовестия в Палестине и Сирии.
Филипп, один из "семи", благовествовал в Самарии (8: 5-25) и крестил эфиопского евнуха (8: 26-40). В лице самарян и евнуха в Церковь вошли первые язычники. В лице эфиопского евнуха в
Церковь был принят не только иноплеменник, но и скопец, каковым по закону был закрыт доступ в общество верных
(Второзак.23:1).
III период истории Апостольского века.
Служение ап.Павла. В течение третьего периода истории
Апостольского века, концом которого был конец Иерусалимской
Церкви, главным фактором распространения христианства в бассейне Средиземного моря были благовестнические труды ап.Павла. Исключение составляет Римская церковь, которая была основана не Павлом, и Кипрская церковь, к которой Варнава
(Кипр был его родиной) стоял ближе, чем Павел.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.