Л Е К Ц И Я 17
Послание к Филиппийцам
Для своей проповеди апостол Павел выбирал, как правило, стратегически важные центры Римской империи. Он обычно проповедовал в городах и весях, которые служили аванпостом, или ключом, к той или иной области. В наши дни многие места, где звучало апостольское благовестие, стали важнейшими шоссейными и железнодорожными узлами, центрами коммуникаций.
Во времена Павла стратегическое значение македонского города Филиппы (позднее Филибеджик) определялось тем, что:
1) Вблизи города находились золотые и серебряные рудники, которые разрабатывались еще финикийцами. Эти рудники превратили Филиппы в цветущий торговый центр Малой Азии.
2) Город господствовал над горной цепью, разделявшей западную и восточную части Римской империи, и контролировал торговый путь из Европы в Азию.
Город был основан в 370 г. до Р.Х. Филиппом Македонским
(отцом Александра Македонского) назвавшим его в свою честь.
В 509 г. до Р.Х. под Филиппами произошла величайшая историческая битва: Марк Антоний разбил Брута и Касия и таким образом решил участь Римской республики.
Филиппы имели особый административный статус римской колонии (политэвма). Каждая колония была аванпостом Римской цивилизации в том или ином заброшенном уголке мира и в первую очередь должна была контролировать стратегически важные дороги и пути (ср. англ. settlement). В колонии обычно направлялись отслужившие свой срок легионеры-ветераны (по 300
человек с семьями). Поселения воинов-колонистов представляли собой ключевые точки в великой системе римских дорог; они располагались таким образом, чтобы в случае войны подкрепления можно было легко перебросить из одной провинции в другую. Где бы ни находились колонии,, они всегда были как бы маленькими частицами, осколками Рима среди варварских народов. Жители их говорили на греческом и латыни, одевались по-римски, блюли чистоту римских обычаев и строго следили за тем, чтобы не ассимилировать с местным населением.
Колонии управлялись римскими магистратами, осуществлялось римское правосудие, строго соблюдались римские нормы и законы
(Lex Romana). Даже на краю земли колонисты оставались римлянами.
Римская колониальная гордость слышна в обвинении, выдвинутом в Филиппах против Павла и Силы: "Сии люди, будучи иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которые нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять" (Деян.
16:21-21). Поэтому филиппийцы могли понять Павла, когда он говорил (Флп. 3:20): "Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" [слав.:
"наше бо житие на небесах есть"].
"Жительство" (греч.: "политэвма") означает здесь римский колониальный статус, место проживания по образцу римской колонии. Отечество христиан - Небесное Царство; божественным является их гражданство, их "прописка" - на небесах. Павел как бы говорит филиппийцам: "Точто так же, как римские колонисты никогда не забывают о том, что они принадлежат Риму, так и вы никогда не должны забывать, что вы - граждане Царства
Небесного, и ваше поведение должно соответсвовать этому".
В александрийском кодексе (V век) Флп. 3:20 звучит как:
"Мы - небесная колония", т.е. "Мы - граждане неба". [Подражая
Флп. 3:20, прот. Валентин Свенцицкий назвал свою книгу о монашестве Кавказа "Граждане неба", М., 1915.]
Слова ап. Павла о небесном гражданстве читаются по уставу в дни памяти священномучеников - зач. 246 (Флп. 3:20-4:3).
Основание филиппийской церкви
Церковь филиппийская основана во второе проповедническое путешествие Павла в 52-54 гг. (Деян. 16). Когда апостол был в
Троаде, ему было видение македонянина, просившего апостола прийти в Македонию и помочь ее жителям. Павел и его спутники отправились в Македонию и прибыли в первый македонский город
Филиппы. В этом городке основал ап. Павел церковь, которая была как бы начатком всех церквей европейских.
Недолговременно, по-видимому, было пребывание Павла в Филиппах и немногочисленны совершившиеся здесь события, а между тем церковь филиппийская оказалась самой преданной по отношению к основателю.
Первой, кого проповедь обратила ко Христу, была благочестивая Лидия, занимавшаяся торговлей порфирой
(багряницей). Порфира считается самой дорогой тканью древности, которая приравнивалась по весу к драгоценным металлам. Поэтому Лидия - самая богатая женщина Нового Завета.
Найдя радушный приют у этой новообращенной христианки и ободренные этим видимым проявлением благодати Божией, ап.
Павел со своими спутниками Силою, Лукой и Тимофеем безбоязненно стали обращать свою проповедь не только к иудеям, но и к язычникам. Все шло благополучно, пока жадность и корыстолюбие одного языческого семейства не возбудили мятежа в народе против Павла за изгнание прорицательного духа из служанки, доставлявшей прорицаниями большой доход своим господам. Тогда апостолов схватили, сорвали с них одежды и, избив, ввергли в темницу. Получив приказание бдительно стеречь узников, страж темничный "ноги апостолов забил в колоду". По устроению Божию заключение Павла послужило к его прославлению.
Страшное землетрясение ослабило узы апостолов и отворило двери темниц. Приставленный страж уверовал со всем своим домом и крестился. Воеводы городские, узнав, что наказанные узники по своим правам - граждане римские, притом облеченные силою
Божией мужи, извинились перед апостолами. Это было в 51 или
52-м гг. по Р.Х. По удалении из Филипп ап. Павел оставил там на короткое время двух своих спутников - Луку и Тимофея.
Во время третьего путешествия ап. Павел, вынужденный спасаться бегством из Ефеса, дважды проходил Македонию по пути в Коринф и обратно, останавливаясь также в Филиппах (Деян.
20:1-6).
В Филиппах почти не было ревнителей ветхого закона.
Христианство здесь беспрепятственно пустило глубокие корни. За
12 лет существования общины (между первым и третьим путешествиями апостола) отношения Павла с филиппийцами установились самые любвеобильные. Община поддерживала Павла и нравственно, и материально.
Во всем послании нет никаких указаний на какие-либо особые недостатки общины. В общине возникли даже органы управления в лице епископов и диаконов, которые упоминаются в
Флп. (1:1).
Однако, как известно, нет семьи без урода. В филиппийской общине поссорились две женщины (что, к сожалению, происходит
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.