Послание к Филиппийцам. Основание филиппийской церкви. Повод к написанию послания

Страницы работы

23 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Л Е К Ц И Я  17

                    Послание к Филиппийцам

Для своей  проповеди апостол Павел выбирал,  как правило, стратегически важные  центры  Римской   империи.   Он   обычно проповедовал в  городах  и весях,  которые служили аванпостом, или ключом,  к той или иной области.  В наши дни многие места, где звучало   апостольское   благовестие,   стали   важнейшими шоссейными и железнодорожными узлами, центрами коммуникаций.

Во времена  Павла  стратегическое  значение  македонского города Филиппы (позднее Филибеджик) определялось тем, что:

1) Вблизи города находились золотые и серебряные рудники, которые разрабатывались   еще   финикийцами.    Эти    рудники превратили Филиппы в цветущий торговый центр Малой Азии.

2) Город  господствовал  над  горной  цепью,  разделявшей западную и  восточную  части Римской империи,  и контролировал торговый путь из Европы в Азию.

Город был основан в 370 г.  до Р.Х.  Филиппом Македонским

(отцом Александра Македонского) назвавшим его в свою честь.

В 509  г.  до  Р.Х.  под  Филиппами  произошла величайшая историческая битва:  Марк Антоний разбил Брута и Касия и таким образом решил участь Римской республики.

Филиппы имели  особый  административный  статус   римской колонии (политэвма).  Каждая  колония  была аванпостом Римской цивилизации в том или ином заброшенном уголке мира и в  первую очередь должна   была   контролировать   стратегически  важные дороги и  пути  (ср.  англ.  settlement).  В  колонии   обычно направлялись отслужившие  свой срок легионеры-ветераны (по 300

человек с семьями).  Поселения воинов-колонистов  представляли собой ключевые  точки  в  великой  системе римских дорог;  они располагались таким образом, чтобы в случае войны подкрепления можно было легко перебросить из одной провинции в другую.  Где бы ни находились колонии,,  они всегда были как бы  маленькими частицами, осколками Рима среди варварских народов.  Жители их говорили на греческом и  латыни,  одевались  по-римски,  блюли чистоту римских  обычаев  и  строго  следили за тем,  чтобы не ассимилировать с местным населением.

Колонии управлялись римскими магистратами, осуществлялось римское правосудие,  строго соблюдались римские нормы и законы

(Lex Romana).   Даже   на   краю  земли  колонисты  оставались римлянами.

Римская колониальная   гордость   слышна   в   обвинении, выдвинутом в Филиппах против Павла и Силы:  "Сии люди,  будучи иудеями, возмущают  наш  город  и проповедуют обычаи,  которые нам, римлянам,  не следует ни принимать,  ни исполнять" (Деян.

16:21-21). Поэтому  филиппийцы  могли  понять Павла,  когда он говорил (Флп.  3:20):  "Наше жительство на небесах,  откуда мы ожидаем и  Спасителя,  Господа  нашего  Иисуса Христа" [слав.:

"наше бо житие на небесах есть"].

"Жительство" (греч.:  "политэвма") означает здесь римский колониальный статус,  место  проживания  по  образцу   римской колонии. Отечество  христиан - Небесное Царство;  божественным является их гражданство, их "прописка" - на небесах. Павел как бы говорит филиппийцам:  "Точто так же,  как римские колонисты никогда не забывают о том,  что они принадлежат Риму, так и вы никогда не   должны   забывать,  что  вы  -  граждане  Царства

Небесного, и ваше поведение должно соответсвовать этому".

В александрийском  кодексе (V век) Флп.  3:20 звучит как:

"Мы - небесная колония",  т.е. "Мы - граждане неба". [Подражая

Флп. 3:20,  прот.  Валентин  Свенцицкий  назвал  свою  книгу о монашестве Кавказа "Граждане неба", М., 1915.]

Слова ап. Павла о небесном гражданстве читаются по уставу в дни памяти священномучеников - зач. 246 (Флп. 3:20-4:3).

Основание филиппийской церкви

Церковь филиппийская  основана во второе проповедническое путешествие Павла в 52-54 гг.  (Деян. 16). Когда апостол был в

Троаде, ему  было  видение  македонянина,  просившего апостола прийти в Македонию и помочь ее жителям.  Павел и его  спутники отправились в  Македонию  и прибыли в первый македонский город

Филиппы. В этом городке основал  ап.  Павел  церковь,  которая была как     бы    начатком    всех    церквей    европейских.

Недолговременно, по-видимому, было пребывание Павла в Филиппах и немногочисленны  совершившиеся  здесь  события,  а между тем церковь филиппийская оказалась самой преданной по отношению  к основателю.

Первой, кого   проповедь   обратила   ко   Христу,   была благочестивая Лидия,     занимавшаяся    торговлей    порфирой

(багряницей). Порфира   считается   самой    дорогой    тканью древности, которая   приравнивалась   по  весу  к  драгоценным металлам. Поэтому Лидия - самая богатая женщина Нового Завета.

Найдя радушный  приют  у этой новообращенной христианки и ободренные этим  видимым  проявлением  благодати  Божией,  ап.

Павел со   своими   спутниками   Силою,   Лукой   и   Тимофеем безбоязненно стали обращать свою проповедь не только к иудеям, но и  к  язычникам.  Все  шло  благополучно,  пока  жадность и корыстолюбие одного языческого семейства не возбудили мятежа в народе против   Павла  за  изгнание  прорицательного  духа  из служанки, доставлявшей  прорицаниями   большой   доход   своим господам. Тогда  апостолов  схватили,  сорвали с них одежды и, избив, ввергли в темницу. Получив приказание бдительно стеречь узников, страж  темничный "ноги апостолов забил в колоду".  По устроению Божию заключение Павла послужило к его прославлению.

Страшное землетрясение ослабило узы апостолов и отворило двери темниц. Приставленный страж уверовал со  всем  своим  домом  и крестился. Воеводы городские,  узнав, что наказанные узники по своим правам  -  граждане  римские,  притом  облеченные  силою

Божией мужи,  извинились  перед апостолами.  Это было в 51 или

52-м гг.  по Р.Х.  По удалении из Филипп ап. Павел оставил там на короткое время двух своих спутников - Луку и Тимофея.

Во время  третьего  путешествия  ап.  Павел,  вынужденный спасаться бегством из Ефеса, дважды проходил Македонию по пути в Коринф и обратно,  останавливаясь также  в  Филиппах  (Деян.

20:1-6).

В Филиппах  почти  не  было  ревнителей  ветхого  закона.

Христианство здесь беспрепятственно пустило глубокие корни. За

12 лет  существования   общины   (между   первым   и   третьим путешествиями апостола)   отношения   Павла   с   филиппийцами установились самые любвеобильные.  Община поддерживала Павла и нравственно, и материально.

Во всем  послании  нет  никаких  указаний  на  какие-либо особые недостатки   общины.  В  общине  возникли  даже  органы управления в лице епископов и диаконов,  которые упоминаются в

Флп. (1:1).

Однако, как известно, нет семьи без урода. В филиппийской общине поссорились две женщины (что,  к сожалению,  происходит

Похожие материалы

Информация о работе