Гитлер принял смелую экономическую программу, строил дороги и промышленные предприятия, разогнал все политические партии, кроме одной, сделал из бюргеров «соотечественников», создал концлагеря для бродяг, цыган, гомосексуалистов и других «неполноценных» при полном одобрении со стороны народа. Впрочем, кто осмеливался протестовать, рисковал расстаться с жизнью.
Не менее успешны были его внешнеполитические акции, отличавшиеся дерзостью и бесцеремонностью. Предпринимая их, он делал ставку на то, что смущенные его наглостью соседи не решатся противодействовать ему, остерегаясь непредсказуемых последствий. Кроме того, на руку ему играло то, что совесть побежденных была не вполне чиста.
5. Государственно-политический строй и администрация Германии
Ø Конституционный строй
Новый уклад характеризовался абсолютизмом исполнительной власти. Согласно закону «Об устранении бедственного положения народа и империи» за имперским правительством закреплялось право издания законов, включая те, которые могут уклонятся от имперской конституции.
Важной чертой нового уклада была персонализация власти – вначале главы правительства вообще, затем конкретно Адольфа Гитлера. 1 апреля 1934 года правительство приняло закон об объединение постов канцлера и президента (с подразумеваемой ликвидацией последнего). В итоге с августа 1934 года Гитлер сосредоточил у себя:
-- полномочия главы правительства;
-- внешнеполитическое представительство;
-- командование армией;
-- обнародование законов;
-- назначение министров, чиновников и офицеров;
-- право вводить исключительное положение;
-- право осуществлять помилование;
-- исключительные полномочия: формулировать основы мировоззрения партии и народа, определять форму реализации партийно-правовой программы, полагать свои предписания в качестве непосредственных законов.
Все полномочия были пожизненными, и по закону Гитлер сам мог определять своего приемника. Государственный уклад обрел черты вождевого государства. Абсолютный характер полномочий Гитлера как вождя был закреплен постановлением рейхстага 26 апреля 1942 года.
Формально продолжало существовать народовластие, основной формой которого стал плебисцит, с помощью которого решались крупные политические вопросы поворотного характера.
Сохранялся рейхстаг. Однако правительство само было вправе определять, спрашивать или нет согласия у рейхстага. Укрепление начал партийного государства, а также роль съездов НСДАП еще более сузило его значение.
Вся административная деятельность характеризовалась ликвидацией коллегиальности и введением особой бюрократической дисциплины. Кабинет министров превратился во вспомогательный совет при фюрере, причем наряду с общими возникли особые советы (Тайный кабинет во внешней политике, Совет министров по обороне и т.д.)
Государственная служба была централизована и политизована. Новые административные нормы были сформированы Законом о чиновничестве (26 января 1937 года). Чиновничество определялось как состоящее в публично-правовых отношениях к империи и фюреру, назначение всех госслужащих производилось только фюрером, перед ним они несли ответственность и в любое время могли быть отозваны.
Ø Территориальное устройство
Самостоятельность земель и местного самоуправления были ликвидированы.
Во все земли, исключая Пруссию, назначались особые наместники – штатгальтеры с полной административной властью; назначение их осуществлялось президентом.
Основополагающим законом нового уклада был Немецкий общинный устав
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.