изображение тех состояний, которые суждено переживать всем народам.
И если какой-то народ еще не пережил ту или иную фазу своего развития, ее можно предугадать.
Потом, когда немецкая философия начнет влиять абсолютно на все, будут просто говорить о том, что история есть изображение тех мировых событий, которые выражают пути Провидения.
Если все это суммировать, то получится, что и по мнению рационалистов, и по мнению утопистов история должны была изображать только основные факты, те выдающиеся факты, которые выявляют общий смысл событий. То есть, историю стали формулировать как науку о законах исторической жизни человеческого общества. Как это удобно:
наука об общих законах, а не сумма фактов, анализ деталей. Отсюда очень близко до марксизма, который тоже считал, что история - это наука о наиболее общих законах, потом это уже просто перейдет в исторический материализм.
Я предлагаю вам записать определение совершенно иное, которое дает Платонов. Я не стесняюсь пользоваться Платоновым, но в целом пересказывать его не буду , хотя, честно говоря, подобная задача была бы для меня очень почетной, я убежден, что сам бы многому еще научился. Курс лекций все-таки достаточно краток, лекции достаточно обзорны, поэтому мне придется говорить о разных вещах, а ссылаться , рекомендуя более глубокое прорабатывание, я буду на этого почтенного автора.
Определение, которое дает Платонов, мне представляется наиболее серьезным, наиболее солидным: "История есть наука, изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества".
Нас с вами интересует прежде всего наша российская, отечественная история. Как эта наука развивалась в России и что мы можем почерпнуть из ее развития?
Русская историческая наука знает летописи, сказания, рукописные своды, но, строго говоря, эта запись событий в лучшем случае была морализующим чтением, но не наукой.
В период петровских реформ предпринимается попытка создать первые научные труды. И здесь, конечно, на первом месте стоит знаменитый русский ученый Татищев, автор 5-томной "Истории", которая и по сей день сохранила определенное значение. Дело в том, что Татищев использует массу источников, не всегда критических, иногда перепечатывает, как говорится, все подряд, но поскольку сейчас эти источники не существуют, то Татищев фактически становится для нас весьма солидным и почтенным автором.
Затем появляются ученые - и русские, и немецкие. Это Шлёттер, знаменитый автор первого научного труда о русских летописях (этот труд называется "Нестор"), это большая книга, посвященная анализу трудов первых русских летописцев. Ломоносов начинает писать курс русской истории, но доходит только до изложения событий первых веков русской
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.