История Древних Восточных Церквей: Конспект лекций (Христология. Ассирийская Церковь. Сирийская Ортодоксальная Церковь Индии. Сиро-халдеи)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Армяне считают, что Армения была центром сотворенного мира, и рай был в Армении. В Библии говорится о четырех реках, которые омывали райские берега. Евфрат и Тигр начинаются в Малой Азии, современной западной части Турции, когда была Великая Армения до турок, то земли, на которых были истоки этих рек, входили в состав Великой Армении. Две других реки находятся в составе нынешнего Закавказья – Кура и Ара,кс. Аракс ныне между Арменией и Турцией. Кура – внутренняя река. Армяне считают, что именно здесь находится библейский рай.

Гора Арарат. О ней есть прямое упоминание в Библии – что ковчег Ноя остановился на вершине этой горы, и семейство Ноя заселило те земли, где впоследствии расселились армяне. Известный русский художник Айвазовский, он же великий армянский художник Айвазян, писал, в основном, на морскую тематику (в Ватиканском музее есть картина Айвазовского, иллюстрирующая первые строки Библии – водный хаос), но он сделал одно исключение из правил, и его кисти принадлежит картина под названием "Семейство Ноя, спускающееся с горы Арарат". Эта картина находится ныне в Ереванском государственном музее (сведения начала 1980-х годов). Для армян Арарат – святыня. Сейчас Арарат находится на территории Турции, но довольно близко от нынешней Армении, и из Армении можно видеть гору Арарат во всем её великолепии. Когда‑то Николай I хотел увидеть Арарат, но она видна только в ясную погоду. Погода была довольно туманной, и государь остался при своих интересах, гора Арарат ему не открылась. Пушкин, когда был на Кавказе, записал в своём дневнике то, что вошло потом в его повесть "Путешествие в Езрзу,": "Утром я проснулся в арбе, которую везли волы, и, высунувшись из кибитки, увидел огромную гору на горизонте. Что это за гора? – спросил я; Арарат, – ответили погонщики". Здесь Пушкин ошибся, потому что там есть гора со сходным названием "Арага,ц". Пушкин мог этого не знать и, восприняв это из уст восточного человека, перепутал. Пушкиноведы, которые исследуют его маршрут, говорят, что можно было тогда увидеть только Арагац.

Для армян Арарат является святыней. Когда образовалась Армянская советская социалистическая республика, то у каждой республики был свой герб. Армяне поместили на этом гербе изображение горы Арарат. Турция заявила протест, потому что турки заявили, что это – посягательство на их территорию. Армяне на этот протест ответили: на турецком флаге изображается полумесяц, т.е. луна, которая тоже им не принадлежит: сначала вы уберите полумесяц из своего флага, тогда мы, может быть, подумаем, стоит ли нам убирать с нашего герба изображение горы Арарат. Когда Армяне могли ещё иметь доступ к этой горе в пределах Российской империи, то некие армянские представители либеральной интеллигенции пытались совершить восхождение на эту гору. Один из них вроде бы даже и взошел на гору и обратно не вернулся. То ли его убили турки, то ли фанатично настроенные армяне: зачем он взошел на вершину священной горы, осквернив её своими ногами. На горе Арарат находятся остатки ноева ковчега, вмороженные в лед.

Известно, что нет понятия в армянском языке "Армения". Их самоназвание – "Хайяста,н" или "Гайястан". Это название ведет от имени Хайка (Гайка), сына Фога,рма (Быт. 10,3), и самоназвание армян – "гайкане" или "хайкане". Второе название "армяне" идет от сына Хайка по имени Армена,к; один из потомков Арменака Арам был объединителем армянских земель. Греки же считали, что название армян происходит имени "Армений", который был спутником Иасона (античная история про золотое руно). Это не выдерживает критики – почему случайный спутник Иасона дал название армянам?

Армения находится на перекрестке исторических путей, которыми следовали разные завоеватели; горы предопределяют все походы, кто бы их ни начинал; теми же самыми перевалами или ущельями следовали одна за другой столетие

Похожие материалы

Информация о работе