История древней Церкви: Курс лекций (Предникейское богословие. Ситуация после III Вселенского Ефесского Собора. Антиохийское согласие)

Страницы работы

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.

Фрагмент текста работы

Лекции по Истории Древней Церкви

II курс. 1-е полугодие

Маркидонов Александр Васильевич.

Содержание:

1. Предникейское богословие_______________

2. Стоики_______________________________

3. Христианские апологеты_______________

3.1 Иустин Философ и Мученик_________

3.2 Святой Феофил Антиохийский_______

4. Монархианство______________________

4.1 Павел Самосатский________________

4.2 Модалистическое монархианство____

4.3 Савеллианство____________________

5. Триадология Тертуллиана______________

6. Триадология св. Иринея Лионского_______

7. Доктрина Оригена____________________

8. Политическая обстановка III-IV веков___

9. Арианство___________________________

10. Мелетианский раскол________________

11. Источники арианства________________

12. Предсоборная ситуация_______________

13. Источники истории Никейского Собора_

14. I-й Вселенский Собор_________________

14.1 Численность Собора______________

14.2 Состав Собора___________________

14.3 Соборные прения и решения_______

14.4 Шестое каноническое правило_____

14.5 О времени празднования Пасхи_____

14.6 Вопрос о целибате________________

15. Послесоборная ситуация до 337 г.______

16. Полемика между Евстафием и Евсевием

17. Возвращение из ссылки Ария и ариан____

18. Принципы периодизации церковной истории между I и II Вселенским собором_______________________________________

19. От I Вселенского Собора до кончины императора Константина в 337 году - продолжение____________________________

20. С 337 года до II Вселенского Собора____

21. Сердикский Собор____________________

22. После 343 года______________________

23. Год 350-й___________________________

24. Арелотский Собор 353 года___________

25. Миланский Собор 355 года____________

26. Первая сирмийская формула___________

27. Вторая сирмийская формула__________

28. Анкирский Собор 358 года. Памятная записка.     

29. Попытка соглашения ариан с омиусианами. Соборы в Сирмии, Аримине, Селевкии, Константинополе_______________

30. «Памятная записка» Василия и Георгия Лаодикийского  

31. Юлиан Отступник___________________

32. Александрийский Собор 362 года_______

1. Александрийский Собор 362 года (повторение и продолжение)        

2. Политические события_____________

3. Собор в Лампсаке 364 года__________

4. Обращение восточных епископов к папе Либерию      

5. Собор в Тианах и запрещение Валентом Соборов        

6. Терминология отцов-каппадокийцев: различение понятий «сущность» и «ипостась»______________________________

6.1 Термины «u`po,stasij» и «ouvsi,a» в истории философии 

6.2 Терминология каппадокийцев____

7. Деятельность св. Василия Великого в 70-е годы          

8. Антиохийский Собор 379 года________

9. Святой Григорий Богослов в Константинополе          

10. II Вселенский Собор_______________

10.1 Источники II Вселенского Собора

10.2 Утверждение Никейской веры__

10.3 Положение Константинопольского архиепископа         

10.4 Отношение западных ко II Вселенскому Собору

10.5 Вопрос о Никео-Цареградском Символе веры     

11. Предыстория III Вселенского Собора. Оформление и раскрытие христологической проблематики. До-Ефесская христология 

11.1 Христология Аполлинария Лаодикийского         

11.2 Полемика с Аполлинарием_____

11.3 Характеристика христологической ветви, противоположной аполлинарианству_____________________

11.4 Феодор Мопсуетский__________

11.5 Христология Феодора Мопсуетского        

11.6 Терминология________________

11.7 Возникновение несторианства__

12. III Вселенский Собор______________

13. Ситуация после III Вселенского Ефесского Собора, Антиохийское согласие_______________________________________

Литература:

1.  Болотов В.В. История древней Церкви... основное пособие для «удовлетворительной осведомленности» (II и IV тома);

2.  Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице. Пока не превзойденная книга, на неё опирается сам А.В. (СПб., 1879).

3.  Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Очень ценная книга, есть подзаголовок «догматические движения в связи с философскими течениями того времени». Спасский — профессор МДА начала века, ученик проф. А.П. Лебедева (к его трудам тоже надо нам обращаться; его стиль беллетризирован, увлекателен);

4.  Лебедев А.П. у него были оппоненты, которые считали, что Лебедев преувеличивал значение спора «Александрия-Антиохия» в истории догматических движений (сами ариане говорили, что восходят к Антиохийской школе).

5.  Иванцов-Платонов, проф. прот. Религиозные движения на древнем Востоке в «Православном обозрении» за 1880 (I, II, III тома). Оппонент Лебедева.

6.  Сагарда Н.И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета IV‑V веках. Статья в жанре «Актовые речи» СПбДА.

7.  Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Апполинария Лаодикийского. 1895. Спасский идентифицировал эти тексты

8.  Лебедев Дм. Александрович. свящ. преемник Спасского в МДА. Несколько работ о происхождении арианства (БВ, 1912, № 4‑5).

9.  Лебедев А.П. ВС IV‑V вв.

10.  Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности.

11.  Флоровский Г. прот. Восточные отцы III‑IV, V‑VII веков.

1.  Предникейское богословие

02.09.97

Доникейская триадология — это в общем, учение о Боге-Слове, Логосе, т.е. о 2‑м Лице Святой Троицы. Т.е. эта триадология не полна, хотя уже кое‑где мы находим выражения о Св. Духе, как о «спокланяемом» и до Никеи.

Субординационизм. Был соблазн подчинить 2‑е и 3‑е Лица Святой Троицы Богу-Отцу.

Сначала поговорим об учении о Логосе, и не только в Православной Церкви, но и об эллинистическом учении о Логосе, (подробнее расскажет о. Владимир Мустафин). См. тж.: Муретов Дм. Учение о Логосе Филона Александрийского... Трубецкой Серг. Ник. Учение о Логосе в его истории...

У греков были лишь «интуиции» о Логосе, капитального учения ещё не было, но можно видеть, что и за границами ВЗ были проблески этого учения о Логосе, т.е. как бы слабые предвосхищения христианства. Хотя эллинизм — это одна из ересей (см. ВЗ‑е мученики).

Но, с другой стороны, некий аспект эллинизма уже был «задан» самим откровением — с момента осуществления перевода LXX (впоследствии сами иудеи принимали этот перевод как трагедию: «тьма покрыла землю...» — это (LXX) хуже создания золотого тельца. Но эллинистический мир не был целиком изъят из божественного промышления о мире — он имел проблески христианского учения о Логосе.

03.09.97

Но только в Ветхозаветном учении мы видим весь комплекс учения, а не отдельно взятые гносеологию, космологию, этику и т.п.

Греки занимались более всего космологией, они были более «физики», чем «гуманитарии». Так, стоики начали размышления именно о природе вещей (ранние стоики), а поздние закончили этикой по преимуществу (вели аскетический образ жизни). Но это в пределах от этики до космологии, а глубинного основания, которое объединило бы и синтезировало то и другое — этого в греческом мире не было.

Человек мыслился как часть природы (микрокосм).

То, что для античного человека было моделью, парадигмой — это цикл космоса — как природный, так и исторический.

Обратимость есть символ устойчивости, законченности для античного человека — символ круга. А вот для когелета (Еккл.) этот круг — наоборот, скепсис, печаль по отношению ко всему человечеству: «...всё суета сует, ничего нет нового под солнцем...»

Но скепсис здесь особый. Этот цикл, эта замкнутость — не трагедия, эта печаль взыщет чего‑то сверхприродного, сверхсуетного, человек здесь имеет сверхценность; печаль же вызывает то, что здесь, в этом мире, человек находится в зависимости от этой «суеты», от этого цикла космического и временного.

Библейский человек понимает, что быть цельным можно только обретя

Похожие материалы

Информация о работе

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.

Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.

Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.

Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.

Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.

Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.