История древней Церкви: Курс лекций (Предникейское богословие. Ситуация после III Вселенского Ефесского Собора. Антиохийское согласие)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекции по Истории Древней Церкви

II курс. 1-е полугодие

Маркидонов Александр Васильевич.

Содержание:

1. Предникейское богословие_______________

2. Стоики_______________________________

3. Христианские апологеты_______________

3.1 Иустин Философ и Мученик_________

3.2 Святой Феофил Антиохийский_______

4. Монархианство______________________

4.1 Павел Самосатский________________

4.2 Модалистическое монархианство____

4.3 Савеллианство____________________

5. Триадология Тертуллиана______________

6. Триадология св. Иринея Лионского_______

7. Доктрина Оригена____________________

8. Политическая обстановка III-IV веков___

9. Арианство___________________________

10. Мелетианский раскол________________

11. Источники арианства________________

12. Предсоборная ситуация_______________

13. Источники истории Никейского Собора_

14. I-й Вселенский Собор_________________

14.1 Численность Собора______________

14.2 Состав Собора___________________

14.3 Соборные прения и решения_______

14.4 Шестое каноническое правило_____

14.5 О времени празднования Пасхи_____

14.6 Вопрос о целибате________________

15. Послесоборная ситуация до 337 г.______

16. Полемика между Евстафием и Евсевием

17. Возвращение из ссылки Ария и ариан____

18. Принципы периодизации церковной истории между I и II Вселенским собором_______________________________________

19. От I Вселенского Собора до кончины императора Константина в 337 году - продолжение____________________________

20. С 337 года до II Вселенского Собора____

21. Сердикский Собор____________________

22. После 343 года______________________

23. Год 350-й___________________________

24. Арелотский Собор 353 года___________

25. Миланский Собор 355 года____________

26. Первая сирмийская формула___________

27. Вторая сирмийская формула__________

28. Анкирский Собор 358 года. Памятная записка.     

29. Попытка соглашения ариан с омиусианами. Соборы в Сирмии, Аримине, Селевкии, Константинополе_______________

30. «Памятная записка» Василия и Георгия Лаодикийского  

31. Юлиан Отступник___________________

32. Александрийский Собор 362 года_______

1. Александрийский Собор 362 года (повторение и продолжение)        

2. Политические события_____________

3. Собор в Лампсаке 364 года__________

4. Обращение восточных епископов к папе Либерию      

5. Собор в Тианах и запрещение Валентом Соборов        

6. Терминология отцов-каппадокийцев: различение понятий «сущность» и «ипостась»______________________________

6.1 Термины «u`po,stasij» и «ouvsi,a» в истории философии 

6.2 Терминология каппадокийцев____

7. Деятельность св. Василия Великого в 70-е годы          

8. Антиохийский Собор 379 года________

9. Святой Григорий Богослов в Константинополе          

10. II Вселенский Собор_______________

10.1 Источники II Вселенского Собора

10.2 Утверждение Никейской веры__

10.3 Положение Константинопольского архиепископа         

10.4 Отношение западных ко II Вселенскому Собору

10.5 Вопрос о Никео-Цареградском Символе веры     

11. Предыстория III Вселенского Собора. Оформление и раскрытие христологической проблематики. До-Ефесская христология 

11.1 Христология Аполлинария Лаодикийского         

11.2 Полемика с Аполлинарием_____

11.3 Характеристика христологической ветви, противоположной аполлинарианству_____________________

11.4 Феодор Мопсуетский__________

11.5 Христология Феодора Мопсуетского        

11.6 Терминология________________

11.7 Возникновение несторианства__

12. III Вселенский Собор______________

13. Ситуация после III Вселенского Ефесского Собора, Антиохийское согласие_______________________________________

Литература:

1.  Болотов В.В. История древней Церкви... основное пособие для «удовлетворительной осведомленности» (II и IV тома);

2.  Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице. Пока не превзойденная книга, на неё опирается сам А.В. (СПб., 1879).

3.  Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Очень ценная книга, есть подзаголовок «догматические движения в связи с философскими течениями того времени». Спасский — профессор МДА начала века, ученик проф. А.П. Лебедева (к его трудам тоже надо нам обращаться; его стиль беллетризирован, увлекателен);

4.  Лебедев А.П. у него были оппоненты, которые считали, что Лебедев преувеличивал значение спора «Александрия-Антиохия» в истории догматических движений (сами ариане говорили, что восходят к Антиохийской школе).

5.  Иванцов-Платонов, проф. прот. Религиозные движения на древнем Востоке в «Православном обозрении» за 1880 (I, II, III тома). Оппонент Лебедева.

6.  Сагарда Н.И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета IV‑V веках. Статья в жанре «Актовые речи» СПбДА.

7.  Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Апполинария Лаодикийского. 1895. Спасский идентифицировал эти тексты

8.  Лебедев Дм. Александрович. свящ. преемник Спасского в МДА. Несколько работ о происхождении арианства (БВ, 1912, № 4‑5).

9.  Лебедев А.П. ВС IV‑V вв.

10.  Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности.

11.  Флоровский Г. прот. Восточные отцы III‑IV, V‑VII веков.

1.  Предникейское богословие

02.09.97

Доникейская триадология — это в общем, учение о Боге-Слове, Логосе, т.е. о 2‑м Лице Святой Троицы. Т.е. эта триадология не полна, хотя уже кое‑где мы находим выражения о Св. Духе, как о «спокланяемом» и до Никеи.

Субординационизм. Был соблазн подчинить 2‑е и 3‑е Лица Святой Троицы Богу-Отцу.

Сначала поговорим об учении о Логосе, и не только в Православной Церкви, но и об эллинистическом учении о Логосе, (подробнее расскажет о. Владимир Мустафин). См. тж.: Муретов Дм. Учение о Логосе Филона Александрийского... Трубецкой Серг. Ник. Учение о Логосе в его истории...

У греков были лишь «интуиции» о Логосе, капитального учения ещё не было, но можно видеть, что и за границами ВЗ были проблески этого учения о Логосе, т.е. как бы слабые предвосхищения христианства. Хотя эллинизм — это одна из ересей (см. ВЗ‑е мученики).

Но, с другой стороны, некий аспект эллинизма уже был «задан» самим откровением — с момента осуществления перевода LXX (впоследствии сами иудеи принимали этот перевод как трагедию: «тьма покрыла землю...» — это (LXX) хуже создания золотого тельца. Но эллинистический мир не был целиком изъят из божественного промышления о мире — он имел проблески христианского учения о Логосе.

03.09.97

Но только в Ветхозаветном учении мы видим весь комплекс учения, а не отдельно взятые гносеологию, космологию, этику и т.п.

Греки занимались более всего космологией, они были более «физики», чем «гуманитарии». Так, стоики начали размышления именно о природе вещей (ранние стоики), а поздние закончили этикой по преимуществу (вели аскетический образ жизни). Но это в пределах от этики до космологии, а глубинного основания, которое объединило бы и синтезировало то и другое — этого в греческом мире не было.

Человек мыслился как часть природы (микрокосм).

То, что для античного человека было моделью, парадигмой — это цикл космоса — как природный, так и исторический.

Обратимость есть символ устойчивости, законченности для античного человека — символ круга. А вот для когелета (Еккл.) этот круг — наоборот, скепсис, печаль по отношению ко всему человечеству: «...всё суета сует, ничего нет нового под солнцем...»

Но скепсис здесь особый. Этот цикл, эта замкнутость — не трагедия, эта печаль взыщет чего‑то сверхприродного, сверхсуетного, человек здесь имеет сверхценность; печаль же вызывает то, что здесь, в этом мире, человек находится в зависимости от этой «суеты», от этого цикла космического и временного.

Библейский человек понимает, что быть цельным можно только обретя

Похожие материалы

Информация о работе