Лекции по Истории Древней Церкви
II курс. 1-е полугодие
Маркидонов Александр Васильевич.
Содержание:
1. Предникейское богословие_______________
2. Стоики_______________________________
3. Христианские апологеты_______________
3.1 Иустин Философ и Мученик_________
3.2 Святой Феофил Антиохийский_______
4. Монархианство______________________
4.1 Павел Самосатский________________
4.2 Модалистическое монархианство____
4.3 Савеллианство____________________
5. Триадология Тертуллиана______________
6. Триадология св. Иринея Лионского_______
7. Доктрина Оригена____________________
8. Политическая обстановка III-IV веков___
9. Арианство___________________________
10. Мелетианский раскол________________
11. Источники арианства________________
12. Предсоборная ситуация_______________
13. Источники истории Никейского Собора_
14. I-й Вселенский Собор_________________
14.1 Численность Собора______________
14.2 Состав Собора___________________
14.3 Соборные прения и решения_______
14.4 Шестое каноническое правило_____
14.5 О времени празднования Пасхи_____
14.6 Вопрос о целибате________________
15. Послесоборная ситуация до 337 г.______
16. Полемика между Евстафием и Евсевием
17. Возвращение из ссылки Ария и ариан____
18. Принципы периодизации церковной истории между I и II Вселенским собором_______________________________________
19. От I Вселенского Собора до кончины императора Константина в 337 году - продолжение____________________________
20. С 337 года до II Вселенского Собора____
21. Сердикский Собор____________________
22. После 343 года______________________
23. Год 350-й___________________________
24. Арелотский Собор 353 года___________
25. Миланский Собор 355 года____________
26. Первая сирмийская формула___________
27. Вторая сирмийская формула__________
28. Анкирский Собор 358 года. Памятная записка.
29. Попытка соглашения ариан с омиусианами. Соборы в Сирмии, Аримине, Селевкии, Константинополе_______________
30. «Памятная записка» Василия и Георгия Лаодикийского
31. Юлиан Отступник___________________
32. Александрийский Собор 362 года_______
1. Александрийский Собор 362 года (повторение и продолжение)
2. Политические события_____________
3. Собор в Лампсаке 364 года__________
4. Обращение восточных епископов к папе Либерию
5. Собор в Тианах и запрещение Валентом Соборов
6. Терминология отцов-каппадокийцев: различение понятий «сущность» и «ипостась»______________________________
6.1 Термины «u`po,stasij» и «ouvsi,a» в истории философии
6.2 Терминология каппадокийцев____
7. Деятельность св. Василия Великого в 70-е годы
8. Антиохийский Собор 379 года________
9. Святой Григорий Богослов в Константинополе
10. II Вселенский Собор_______________
10.1 Источники II Вселенского Собора
10.2 Утверждение Никейской веры__
10.3 Положение Константинопольского архиепископа
10.4 Отношение западных ко II Вселенскому Собору
10.5 Вопрос о Никео-Цареградском Символе веры
11. Предыстория III Вселенского Собора. Оформление и раскрытие христологической проблематики. До-Ефесская христология
11.1 Христология Аполлинария Лаодикийского
11.2 Полемика с Аполлинарием_____
11.3 Характеристика христологической ветви, противоположной аполлинарианству_____________________
11.4 Феодор Мопсуетский__________
11.5 Христология Феодора Мопсуетского
11.6 Терминология________________
11.7 Возникновение несторианства__
12. III Вселенский Собор______________
13. Ситуация после III Вселенского Ефесского Собора, Антиохийское согласие_______________________________________
Литература:
1. Болотов В.В. История древней Церкви... основное пособие для «удовлетворительной осведомленности» (II и IV тома);
2. Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице. Пока не превзойденная книга, на неё опирается сам А.В. (СПб., 1879).
3. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Очень ценная книга, есть подзаголовок «догматические движения в связи с философскими течениями того времени». Спасский — профессор МДА начала века, ученик проф. А.П. Лебедева (к его трудам тоже надо нам обращаться; его стиль беллетризирован, увлекателен);
4. Лебедев А.П. у него были оппоненты, которые считали, что Лебедев преувеличивал значение спора «Александрия-Антиохия» в истории догматических движений (сами ариане говорили, что восходят к Антиохийской школе).
5. Иванцов-Платонов, проф. прот. Религиозные движения на древнем Востоке в «Православном обозрении» за 1880 (I, II, III тома). Оппонент Лебедева.
6. Сагарда Н.И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период расцвета IV‑V веках. Статья в жанре «Актовые речи» СПбДА.
7. Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Апполинария Лаодикийского. 1895. Спасский идентифицировал эти тексты
8. Лебедев Дм. Александрович. свящ. преемник Спасского в МДА. Несколько работ о происхождении арианства (БВ, 1912, № 4‑5).
9. Лебедев А.П. ВС IV‑V вв.
10. Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности.
11. Флоровский Г. прот. Восточные отцы III‑IV, V‑VII веков.
02.09.97
Доникейская триадология — это в общем, учение о Боге-Слове, Логосе, т.е. о 2‑м Лице Святой Троицы. Т.е. эта триадология не полна, хотя уже кое‑где мы находим выражения о Св. Духе, как о «спокланяемом» и до Никеи.
Субординационизм. Был соблазн подчинить 2‑е и 3‑е Лица Святой Троицы Богу-Отцу.
Сначала поговорим об учении о Логосе, и не только в Православной Церкви, но и об эллинистическом учении о Логосе, (подробнее расскажет о. Владимир Мустафин). См. тж.: Муретов Дм. Учение о Логосе Филона Александрийского... Трубецкой Серг. Ник. Учение о Логосе в его истории...
У греков были лишь «интуиции» о Логосе, капитального учения ещё не было, но можно видеть, что и за границами ВЗ были проблески этого учения о Логосе, т.е. как бы слабые предвосхищения христианства. Хотя эллинизм — это одна из ересей (см. ВЗ‑е мученики).
Но, с другой стороны, некий аспект эллинизма уже был «задан» самим откровением — с момента осуществления перевода LXX (впоследствии сами иудеи принимали этот перевод как трагедию: «тьма покрыла землю...» — это (LXX) хуже создания золотого тельца. Но эллинистический мир не был целиком изъят из божественного промышления о мире — он имел проблески христианского учения о Логосе.
03.09.97
Но только в Ветхозаветном учении мы видим весь комплекс учения, а не отдельно взятые гносеологию, космологию, этику и т.п.
Греки занимались более всего космологией, они были более «физики», чем «гуманитарии». Так, стоики начали размышления именно о природе вещей (ранние стоики), а поздние закончили этикой по преимуществу (вели аскетический образ жизни). Но это в пределах от этики до космологии, а глубинного основания, которое объединило бы и синтезировало то и другое — этого в греческом мире не было.
Человек мыслился как часть природы (микрокосм).
То, что для античного человека было моделью, парадигмой — это цикл космоса — как природный, так и исторический.
Обратимость есть символ устойчивости, законченности для античного человека — символ круга. А вот для когелета (Еккл.) этот круг — наоборот, скепсис, печаль по отношению ко всему человечеству: «...всё суета сует, ничего нет нового под солнцем...»
Но скепсис здесь особый. Этот цикл, эта замкнутость — не трагедия, эта печаль взыщет чего‑то сверхприродного, сверхсуетного, человек здесь имеет сверхценность; печаль же вызывает то, что здесь, в этом мире, человек находится в зависимости от этой «суеты», от этого цикла космического и временного.
Библейский человек понимает, что быть цельным можно только обретя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.