Первичные источники электрической энергии, страница 5

-  отсутствует щеточно-коллекторный узел;

-  могут более надежно работать на больших высотах;

-  обладают простотой преобразования рода тока и величины напряжения.

В связи с этим генераторы переменного тока нашли широкое применение в качестве первичных источников. На самолетах в основном применяются синхронные генераторы с электромагнитным возбуждением и явно выраженными полюсами. Принцип действия синхронного генератора подобен принципу действия генератора постоянного тока. Синхронный генератор состоит из двух основных узлов: ротора и статора. Якорная обмотка обычно монтируется в роторе, а индуктор – в статоре. Такая конструкция позволяет использовать корпус генератора в качестве магнитопровода. Переменный ток обычно снимается с ротора при помощи щеточного токосъемного устройства. При полетах на больших высотах токосъемные устройства работают ненадежно. Чтобы исключить это у мощных генераторов (более 15 кВ×А) якорные обмотки размещаются в статоре, а индуктором служит ротор (обращенная конструкция). Синхронные генераторы бывают трехфазные и однофазные.

Действующее значение ЭДС у синхронного генератора определяется выражением

,

(19.1)

где  – ЭДС в фазе, В;

 – частота ЭДС, Гц;

       - число витков в фазе якоря;

        – магнитный поток одного полюса, Вб.

Частота ЭДС зависит от частоты вращения W якоря и числа пар полюсов 2:

.

(19.2)

Генераторы переменного тока, используемые в смешанных системах электроснабжения, могут иметь следующие системы возбуждения:

-  независимое возбуждение от бортовой сети постоянного тока;