наличие души у человека, но зафиксировать научно наличие души невозможно. Мы фиксируем чувства, воления, желания, но не душу. Есть наличное содержание переживаний, о душе можно рассуждать, но не наблюдать. Психология сделала очень мало открытий, а вот материальные науки — величайшие открытия. А. Введенский, психолог СПб Университета, мощный философ, у него есть труд "Психология без предположения наличия души".
Трудность спиритуализма в том, что наличие души доказать трудно. Мы видим лишь переживания, чувства, но не душу. Отождествление физического понятия силы с понятием души только запутывает. Понятие силы в физике нужно, чтобы увидеть в силе причину какого‑то действия, причем, это все основано на энергопревращении. Но душевные проявления невозможно измерить ни размерами, ни даже по интенсивности. Итак, спиритуализм:
а) безмерно более философичен, чем материализм;
б) имеет варианты, в отличие от простого и всегда одинакового материализма;
в) спиритуализм можно философски защищать, в отличие от материализма.
Но спиритуализм гораздо менее распространен, чем материализм. Более философичен, но не более правдоподобен, чем материализм. Спиритуализм — монистическая теория, только один субстрат. Поэтому неприемлем для христианина. Христианин признает даже во Христе наличие Божественного и человеческого.
Существует и духовное, и материальное. Почти все древнегреческие философы, начиная с Платона и Аристотеля, предшественника Сократа, даже Демокрит /материалист/ говорил, что душа состоит из атомов тоже, но эти атомы более тонкие. Все христиане, все новые философы — дуалисты.
Фихте, Шеллинг, Гегель стремились к монизму /отождествление духовной и материальной реальности/, но делали оговорки, различающие духовное и материальное. Декарт, даже Спиноза: "Бог един, Бог — единственная реальность в двух атрибутах: духовном и материальном" — дуалисты. Но невозможно объяснить взаимоотношения духа и материи, Это считается главной проблемой дуализма /началось с Декарта/. В средние века было представление:
1. Причина — это и основание предмета или явления.
2. Между причиной и следствием должна быть качественная однородность.
А во взаимоотношении духа и материи этого не наблюдается.
В XVIII в. изменилось понимание причины:
1. Если один предмет регулярно появляется ранее другого.
2. Если между этими предметами есть количественная /функциональная/ зависимость, то между этими предметами есть причинно — следственная зависимость /о качественной однородности уже не говорят, и проблема разрешилась: дух и материя могут взаимодействовать!/.
Т.е. в XVIII в. основное препятствие для дуализма было преодолено: как взаимодействуют духовное и материальное? Взаимодействие двух субстанций вполне объяснимо, дуализм — это признание двух субстанций и их взаимодействия на основании учения о причине, появившемся в XVIII в.
Материализм и спиритуализм — это монистические теории, которые имеют свои "плюсы" и "минусы".
Дуализм — дуалистическая теория, наиболее полно отвечающая на все онтологические вопросы.
Но как разрешить вопрос взаимоотношения духа и материи? Трудностей тут нет, но надо объяснить подробнее.
1. Классическое противопоставление духа и материи — "разумного и неразумного", но впоследствии появились и другие аспекты в этом противопоставлении.
Современное противопоставление духа и материи — появляются другие аспекты:
2. Духу присуща некая индивидуальность — неповторимое своеобразие, а материальное всегда безлично. Каждая личность неповторима, даже каждый момент нашей жизни неповторим.
3. Духовная сущность проявляется в способности действовать целесообразно (по целям), а материальное всегда механистично.
4. Духовное существо — носитель и осуществитель ценностей, а материальное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.