друг другу не противоречат; то, о чем свидетельствует знание эмпирическое, в рациональном аспекте делается более четко и ясно, это как бы два варианта одной и той же истины, две копии, но одна четкая и ясная, а другая смутная.
У Спинозы есть школярское высказывание: «Порядок идей и порядок вещей – это одно и то же». Здесь повторяется то же самое, и каждый рационалист должен это утверждать.
Онтология. У Лейбница была монадология, как её популяризировать? Вольф ушел от этой основной мысли Лейбница, но не мог оставить без реакции основное утверждение монадологии, что всё состоит из духовных атомов – монад. Он повторял это, с этим не спорил, но его комментарии на это были какие‑то странные. Понятие «пространства» он как будто принимал, а это – противоречие. Если признать учение о монадах, то монадология утверждает, что монада – это духовные реальности, зачем тогда быть пространству? Аристотель, брал за исходную позицию учение Платона, популяризировал её и приближал к здравому смыслу; так и Вольф брал Лейбница, популяризировал и приближал к здравому смыслу, поэтому маститые ученые порицают Вольфа, говорят, что обкорнал Вольф Лейбница – лишил самых интересных пунктов. Но для широкого образования это было хорошо, потому что для обычных людей, стремящихся к образованию, головоломные замысловатые сложности не нужны, а нужны более простые мысли, которые понятны для человека-неспециалиста, это и сделал Вольф – он представил гносеологию и онтологию Лейбница в популярном виде. Благодаря этому система Вольфа почти на 50 лет стала школьной философией немецких протестантских университетов. У них была т.н. «новая схоластика». Протестантское богословие, которое поначалу боролась с католической средневековой схоластикой, потом само превратилось в схоластику (XVII-XVIII). Вольф же, дав свою популяризацию философии Лейбница, как бы заменил старую богословскую лютеранскую схоластику своей новой философией, получился уже третий вариант схоластики.
Богословие. Вольф, как и Лейбниц, разделял естественное и сверхъестественное богословие, естественную религию, построенную на естественном богословии, и сверхъестественную позитивную, исторически имевшую место религию, которая построена на сверхъестественном откровении. Раз Вольф был последователем Лейбница, то большое значение придавал естественной религии: признавать бытие Бога и бессмертие души – два основных. Доказательства бытия Божия у Вольфа: онтологическое и космологическое. Вольф не отрицал и исторической религии, но считал, что в ней много лишнего. Это не высказывалось, может быть, откровенно, но считалось, что основой религии является естественная рациональная религия, а в исторических религиях всякие добавки, которые не прибавляют ценности собственно религии, но для необразованных людей пусть это будет так.
Любопытна его связь между естественным откровением и физико-теологическим доказательством бытия Бога. Физико-теологическое (мы говорим физико-телеологическое) основано на фиксации фактов, которые обладают целесообразностью, это связано с органами внешних чувств. Вольф умалял это доказательство по сравнению с чисто рациональными, но тоже придавал ему большое значение.
Основная мысль: истинная религия вполне подвергается рациональной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.