Западная же практика, начиная с папы Иоанна XV, прославившего своею буллой
Ульриха Аугсбургскаго в 993 г., установила две ступени прославления: беатификацию (букв. ублажение, соотв. немецкое Seligsprechung) и канонизацию (соотв. Heilsprechung). Уже папа Александр III писал шведскому королю Иерониму Капуте, что «никто да не почитает святого без санкции папы». Закрепил окончательно этот порядок папа Венедикт XIV в энциклике
«De servorum Dei beatificatione» (1734). Параллельно в греческом появляется и нечеткий термин PiUaiuoeo («признание»), видимо как соответствие «беатификации» или как некая промежуточная ступень
«канонизации».
Итак, мы можем констатировать, что как форма, так и содержание процедуры канонизации пришли с латинского Запада и порождены юридизмом, свойственным папистической доктрине. Как на Западе, так и на Востоке, оправдывалась эта практика еще и тем, что, дескать, народ — темный, и его учить потребно иерархии — «церкви учащей». В латинском средневековье ходила мрачная история о том, как некий епископ в отдаленном немецком диоцезе обнаружил странного святого, оказавшегося на поверку просто верным псом, спасшим жизнь своего хозяина, за что благодарные холопы похоронили его с почестями, а их внуки и правнуки стали почитать его как святого. Во избежание таковых случаев латиняне стали прибегать к беатификации и канонизации.
Однако в последнее время и среди католических богословов стали раздаваться голоса против папской легитимизации почитания святых. Так, например,
Фердинандо Делль’Оро в недавно вышедшей книге возражает против двухступенчатого процесса западной беатификации-канонизации как не оправданного богословски и противоречащего самому духу христианства[3].
Каноническое положение канонизации в Православии.
Вопрос стоит теперь так: можно ли найти аналог явлению канонизации в
Православии? Ответ на него исторически надобно дать положительный.
Православная Церковь усвоила латинский обычай канонизации святых в целях дидактических, но не придерживалась его строго. Канонисты говорят, что никакого канона, определяющего порядок и даже просто утверждающего необходимость канонизации, не существует. Фактически, процедура канонизации призвана констатировать наличие или отсутствие тех признаков, о которых писал еще в XVII в. в «Опровержении главенства папы» Патриарх
Иерусалимский Нектарий:
1. Безукоризненное Православие;
2. Совершение всех добродетелей, за которыми следует стояние за веру даже до крови;
3. Проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
Нектарий добавляет, что в прежнее время, когда люди были добросовестнее, доставало одних чудес, но в последние времена, когда подделывают чудеса и сочиняют добродетельную жизнь умерших, потребны знамения — нетление тел или благовонный запах от костей. Известен случай, когда на Афоне, в монастыре Ватопеди, были обнаружены при работах в усыпальнице источающие благовоние кости неизвестного подвижника, который стал немедленно почитаться братиею с именем Евдокима. Впрочем, наличие мощей или поклонение им сами по себе никогда условием прославления не были. Просто не было идеи «условия» — как писал Голубинский, — «канонизированный святой» — это тот, кого почитают, кому служат молебны и кого просят о заступлении. Таким образом, само почитание выражается в следующих проявлениях благочестия:
1. в молитвенном обращении ко святому;
2. поклонении его честным мощам;
3. поклонении его иконам;
4. созидании в его честь храмов;
5. в синаксарном поминовении и
6. в зависящей от этого службе святому (т. н. Poiaoeex Peieioea ).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.