территориального устройства, российский федерализм является одним из основополагающих элементов государства. Любое территориальное образование соединяет в себе собственно территорию - часть территории государства, проживающее на этой территории население - часть населения государства и публичную власть (органы власти), осуществляющую управление данной территорией и данным населением в рамках тех прав, которые предоставлены (оставлены, признаны и т.д.) властью государства. Будучи составными частями государств (и/или других территориальных образований), никакие территориальные образования не обладают и в принципе не могут обладать суверенитетом.
Характер взаимоотношений государства и его составных частей определяет две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную, а также промежуточные: регионалистскую (регионализированную) и полуфедеративную, соединяющие признаки основных форм. Очевидной тенденцией развития государственности последних 100 лет является федерализация: переход всё большего числа государств к федеративной форме территориального устройства. С другой стороны, и те государства, которые в прошлом только лишь декларировали федерализм в последнее время строят фактические федеративные отношения. Именно этот процесс характерен для современной России. Причём, именно для России проблема совершенствования федеративных отношений является наиболее актуальной, так как именно в части закрепления основ федеративных отношений конституционное законодательство России содержит массу противоречий. Так, например, п 1. статьи 5 Конституции РФ закрепляет принцип равноправия субъектов РФ, но уже пункт 2 этой же статьи определяет, что республика является государством и имеет право принимать собственную Конституцию, вводить гражданство и устанавливать собственные официальные языки. Другие субъекты РФ такими правами не наделяются. До недавнего времени весьма актуальным была и проблема несоответствия актов субъектов РФ правовым актам России. Ну а совсем новая тенденция – изменение численного состава субъектов РФ. Всё это предопределяет необходимость системного изучения проблем федерации как формы территориального устройства, анализа видов федераций, и системного изучения России как одной из разновидностей федеративного государства.
Цель работы – исследование становления и развития современного российского федерализма.
Задачи работы
- Системный анализ федерации, как формы государственно-территориального устройства (понятие, основные признаки федерации, классификация федерации, модели федеративного устройства зарубежных стран) .
- Рассмотрение исторической эволюции федеративных отношений в России, определение основных принципов федеративного устройства России.
- Характеристика правового статуса субъектов РФ ( основные принципы статуса субъектов РФ, конституционно-правовой статус республики в РФ, конституционно-правовой статус края, области, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.