Определим теперь вектор нормали n. Его координаты берем из целевой функции n=(4,2). Строим перпендикуляр к нормали n – получим график целевой функции (на рисунке f4). Далее мысленно двигаем целевую функцию вдоль вектора нормали внутри многоугольника. Последняя точка, которой коснется целевая функция в многоугольнике будет точка с координатой (2,0). Она получена пересечением целевой функции с прямой f3.
Максимальное значение целевой функции мы найдем, подставив координаты точки (2,0) в уравнение целевой функции: f(X*)=4*2+2*0=8.
Значит, X*=(2,0) – оптимальный план и f(X*)=8 – максимальное значение целевой функции, что совпадает с ответом, полученным симплекс-методом.
3.Двойственная задача.
Задача 1. Задача 2.
Для того, чтобы X*=(2,0) был оптимальным планом задачи 1, необходимо и достаточно, чтобы существовал план Y*=(y1*,y2*,y3*) двойственной ей задачи 2. Y* вычисляется по следующей формуле Y*=C*D-1, значение которых находим из таблица 2: C*=(0,0,4), D*=
Получаем, что Y*=(0,0,4/3)-оптимальный план, а g(Y*)=18*0+14*0+6*4/3=8. Поэтому f(X*)=g(Y*)=8. Получили тот же результат.
21-40. Решить транспортную задачу. Заданы мощности поставщиков ai, емкости потребителей bj и матрица cj стоимости перевозок единицы продукции от каждого поставщика каждому потребителю. Найти план перевозок, при котором суммарные транспортные затраты будут наименьшими.
ai\ bj |
19 |
31 |
10 |
20 |
5 |
8 |
3 |
10 |
2 |
4 |
2 |
12 |
7 |
6 |
3 |
Посчитаем суммарную мощность поставщиков и суммарную емкость потребителей: a1+a2+a3=42 < b1+b2+b3=60, поэтому задача является открытой моделью транспортной задачи и для сведения ее к закрытой введем фиктивного поставщика с емкостью 60-42=18. Стоимости перевозки продукции от фиктивного поставщика к каждому потребителю положим равными нулю. В результате получим закрытую модель транспортной задачи:
ai\ bj |
19 |
31 |
10 |
20 |
5 |
8 |
3 |
10 |
2 |
4 |
2 |
12 |
7 |
6 |
3 |
18 |
0 |
0 |
0 |
Решим транспортную задачу с помощью метода потенциалов.
Составим исходный план перевозок X1 методом «северо-западного угла».
5 |
8 |
3 |
u1=0 |
|
X1= |
2 |
4 |
2 |
u2=-4 |
7 |
6 |
3 |
u3=-2 |
|
0 |
0 |
0 |
u4=-8 |
|
v1=5 |
v2=8 |
v3=8 |
Для плана X1 число занятых клеток k=m+n-1=6, значит, план является невырожденным.
Суммарная стоимость перевозок по плану X1:
f(X1)=19*5+1*8+10*4+12*6=215.
Проверим план на оптимальность: найдем потенциалы ui и vj так, чтобы выполнялись условия 10 и 20 критериев оптимальности плана перевозок.
По условию 20 для занятых клеток:
u1+v1=5 u2+v2=4 u4+v2=0
u1+v2=8 u3+v2=6 u4+v3=0
Зададим u1=0, отсюда получим, что u2=-4, u3=-2, u4=-8, v1=5, v2=8, v3=8.
По условию 10 для свободных клеток:
Подставив потенциалы, получим:
0+8=8 > 3 -2+8=6 > 3 -2+5=3 < 7
-4+8=4 >2 -4+5=1 < 2 -8+5=-3 < 0
Мы видим, что не выполнено 3 неравенства из 6, причем,
.
Следовательно, план перевозок можно улучшить, введя перевозку
x13= . С этой целью составим цикл, имеющий начало в клетке (1,3). В результате получим план
5 |
8 |
3 |
|
X2(0)= |
2 |
4 |
2 |
7 |
6 |
3 |
|
0 |
0 |
0 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.