Конспект лекций по основам информатики (Аппаратная часть ПЭВМ. Операционная система MS DOS. Оболочка Norton Commander. Операционная оболочка Microsoft Windows. Введение в программирование)

Страницы работы

Содержание работы

Часть 1

Конспект лекций по основам информатики

Введение 

Введение. Информационное общество. Проблемы развития.

Мы живём в XXI веке, и принципы устройства общества, производства, всей нашей жизни ощутимо и стремительно меняются. В обозримом нами прошлом не было условий, подобных нынешним. Человечество впервые за несколько тысяч лет почувствовало себя единым целым. Как писал в середине ХХ века замечательный русский философ Б. Абрамов, «раньше часто не знали, что творится  в соседней стране или даже соседнем городе, ибо вести достигали медленно. Теперь расстояния не препятствия. То, что происходит на противоположном конце Земли, почти тотчас же становится достоянием всех. Техника уже объединила народы. Люди живут общепланетными событиями и интересами. …Все как бы подготовляется к тому, чтобы убрать границы, разделяющие людей. И технический прогресс, и открытия науки, и вся жизнь устремляются в одном направлении, …и это направление имеет целью объединить все народы в братском сотрудничестве, в мире и единении». 

Современные учёные говорят о наступившей «информационной эпохе», главная особенность которой – громадное влияние информации (т.е. мысли), её потоков и процессов её «обработки» на состояние развития человечества. В статье «Internet как технический прообраз Ноосферы» проф. С.Г. Джура (г. Донецк) пишет о подлинном соответствии современных технических изобретений, таких, как Internet (позволяющих людям перемещаться на громадные расстояния и видеть сквозь пространство, мгновенно получать практически любую информацию…), глубинным сущностным способностям человека, раскрытие которых – дело близкого времени.

Говоря об информационном обществе, можно указывать на существенное расширение кругозора, можно сказать – расширение сознания человека; не последнюю роль в этом сыграли и громадные возможности, открывающиеся перед каждым, кто может использовать компьютер: возможность перепоручить машине сложнейшие операции по вычислению, управлению процессами, проектированию и т.д.; возможность мгновенно сообщаться с любой точкой земного шара (планета стала для нас теперь маленькой – крошечной точкой в просторах Вселенной); возможность коллективного обсуждения важнейших научных, технических, социальных и других проблем, когда «круг единомышленников» может состоять из жителей разных континентов, и не годы, но минуты проходят между вопросом и ответом; возможность каждому явиться издателем книг, журналов, газет (ведь компьютер, снабжённый текстовым редактором – это уже маленький редакционно-издательский комплекс), или средств массовой информации (благодаря сети Internet)…

Открывшиеся возможности – это возможности в первую очередь для развития человеческой мысли: возможности учёбы, приобщения к Прекрасному, возможности коллективных обсуждений и «заочных» собраний и конференций, – это основа для решения большинства проблем, стоящих сегодня перед человечеством. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений утверждение Вернадского об объективной природе Мысли человека и о первостепенной значимости её для планеты.

Существует закономерность: появились возможности – появились и проблемы. Множество проблем, связанных с нынешним этапом технического прогресса современные философы подразделяют на внешние и внутренние, отдавая «приоритет» по важности, конечно, внутренним. Внешние проблемы – рост зависимости процессов, которые всё более передаются под управление «компьютеру», от возможности сбоев, и наконец, просто от наличия бесперебойного электропитания. Внутренние, психологические – рост зависимости психики человека от порождённого им «чудовища»: никогда ещё в такой степени не подчиняли себе вещи своего создателя, как сейчас. Но потеря «ощущения реальности» – не самое страшное, что принёс «прогресс». В общее, глобальное «информационное поле» (сложенное глобальными сетями и средствами массовой информации) человек принёс множество безобразнейших мыслей и чувств; и мысли эти, «вращаясь» в незримом информационном (для нашего сознания не таком уж и незримом) пространстве, влияют на умственный и нравственный уровень человечества очень негативно.

Вопрос о «нужности» развития техники сейчас уже бессмыслен: оно «состоялось» и требует вмешательства разумной воли человека – нас с вами, – для управления этими процессами в малом и большом масштабе и направления их в «наилучшее из возможных» русло. В том, что надо уметь работать на компьютере, сомнений не может быть никаких. Вопрос в другом: какими мы должны быть? Чего требует от нас столь бурное развитие «информационных технологий»? – В первую очередь не развития «профессиональных навыков», а развития себя как сознательного существа, разумного и творческого, подходящего к компьютеру как к инструменту для воплощения своих творческих замыслов, и служению Общему Благу, а не как «кролик к удаву», как загипнотизированная жертва «компьютерного мира». Действительно, «можно быть очень интеллектуальным, очень «ловким» [профессионалом], и оставаться неразвитым человеком – бесчувственным к энергиям Истины, пронизывающим всё Бесконечное Мирозданье  и стучащимся в человеческие сердца, чтобы проявиться в истинном слове, в глубокой мысли, в прекрасном образе, в действии необычном, выводящим за пределы обывательской обыденности» (М.В. Гореликова).

Похожие материалы

Информация о работе