Часть 1
Конспект лекций по основам информатики
Введение. Информационное общество. Проблемы развития.
Мы живём в XXI веке, и принципы устройства общества, производства, всей нашей жизни ощутимо и стремительно меняются. В обозримом нами прошлом не было условий, подобных нынешним. Человечество впервые за несколько тысяч лет почувствовало себя единым целым. Как писал в середине ХХ века замечательный русский философ Б. Абрамов, «раньше часто не знали, что творится в соседней стране или даже соседнем городе, ибо вести достигали медленно. Теперь расстояния – не препятствия. То, что происходит на противоположном конце Земли, почти тотчас же становится достоянием всех. Техника уже объединила народы. Люди живут общепланетными событиями и интересами. …Все как бы подготовляется к тому, чтобы убрать границы, разделяющие людей. И технический прогресс, и открытия науки, и вся жизнь устремляются в одном направлении, …и это направление имеет целью объединить все народы в братском сотрудничестве, в мире и единении».
Говоря об информационном обществе, можно указывать на существенное расширение кругозора, можно сказать – расширение сознания человека; не последнюю роль в этом сыграли и громадные возможности, открывающиеся перед каждым, кто может использовать компьютер: возможность перепоручить машине сложнейшие операции по вычислению, управлению процессами, проектированию и т.д.; возможность мгновенно сообщаться с любой точкой земного шара (планета стала для нас теперь маленькой – крошечной точкой в просторах Вселенной); возможность коллективного обсуждения важнейших научных, технических, социальных и других проблем, когда «круг единомышленников» может состоять из жителей разных континентов, и не годы, но минуты проходят между вопросом и ответом; возможность каждому явиться издателем книг, журналов, газет (ведь компьютер, снабжённый текстовым редактором – это уже маленький редакционно-издательский комплекс), или средств массовой информации (благодаря сети Internet)…
Открывшиеся возможности – это возможности в первую очередь для развития человеческой мысли: возможности учёбы, приобщения к Прекрасному, возможности коллективных обсуждений и «заочных» собраний и конференций, – это основа для решения большинства проблем, стоящих сегодня перед человечеством. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений утверждение Вернадского об объективной природе Мысли человека и о первостепенной значимости её для планеты.
Существует закономерность: появились возможности – появились и проблемы. Множество проблем, связанных с нынешним этапом технического прогресса современные философы подразделяют на внешние и внутренние, отдавая «приоритет» по важности, конечно, внутренним. Внешние проблемы – рост зависимости процессов, которые всё более передаются под управление «компьютеру», от возможности сбоев, и наконец, просто от наличия бесперебойного электропитания. Внутренние, психологические – рост зависимости психики человека от порождённого им «чудовища»: никогда ещё в такой степени не подчиняли себе вещи своего создателя, как сейчас. Но потеря «ощущения реальности» – не самое страшное, что принёс «прогресс». В общее, глобальное «информационное поле» (сложенное глобальными сетями и средствами массовой информации) человек принёс множество безобразнейших мыслей и чувств; и мысли эти, «вращаясь» в незримом информационном (для нашего сознания не таком уж и незримом) пространстве, влияют на умственный и нравственный уровень человечества очень негативно.
Вопрос о «нужности» развития техники сейчас уже бессмыслен: оно «состоялось» и требует вмешательства разумной воли человека – нас с вами, – для управления этими процессами в малом и большом масштабе и направления их в «наилучшее из возможных» русло. В том, что надо уметь работать на компьютере, сомнений не может быть никаких. Вопрос в другом: какими мы должны быть? Чего требует от нас столь бурное развитие «информационных технологий»? – В первую очередь не развития «профессиональных навыков», а развития себя как сознательного существа, разумного и творческого, подходящего к компьютеру как к инструменту для воплощения своих творческих замыслов, и служению Общему Благу, а не как «кролик к удаву», как загипнотизированная жертва «компьютерного мира». Действительно, «можно быть очень интеллектуальным, очень «ловким» [профессионалом], и оставаться неразвитым человеком – бесчувственным к энергиям Истины, пронизывающим всё Бесконечное Мирозданье и стучащимся в человеческие сердца, чтобы проявиться в истинном слове, в глубокой мысли, в прекрасном образе, в действии необычном, выводящим за пределы обывательской обыденности» (М.В. Гореликова).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.