21. ШЛИЦЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
В данном проекте шлицы применяют на выходных валах редукторов и в коробках передач. Для гладких валов принимают соединения с наружным диаметром D, равным диаметру вала. В шлицевых валах коробок внутренний диаметр dпринимают больше диаметра соседнего участка. Наибольшее применение в отечественном машиностроении нашли прямобочные шлицевые соединения.
Эвольвентные шлицы имеют наружный диаметр D, кратный 5 мм, так же, как внутренний диаметр d подшипников качения, что позволяет их использовать в гладких валах, не имеющих упорных буртов. Шлицы проверяют на смятие рабочих граней шлицев и на износ. Для прямобочных шлицев:
, (195)
где SF— удельный суммарный статический момент площади рабочих поверхностей соединения относительно оси вала, мм3/мм; l— рабочая длина соединения, мм.
Для эвольвентных зубьев
, (196)
где КЗ – коэффициент неравномерности нагрузки по шлицам; КЗ = 0,7...0,8; z– число зубьев; h– рабочая высота зубьев, h@ m; dcp– средний диаметр соединения, dср = mz.
Допускаемые напряжения приведены в Прил. Ж.
Пример 19. Рассчитать шлицевый хвостовик тихоходного вала коническо-цилиндрического редуктора по исходным данным примера 16: крутящий момент TIII = 226 Н·м; диаметр вала = 45 мм.
Решение.
1)Назначаем длину ступицы малой звёздочки – формула (181):
Принята длина ступицы lст = 60 мм (Прил. В). Приняты прямобочные шлицы средней серии z×d×D×b= 8×52×60×10 c параметром SF = 672 мм3/мм (Прил. Е). Допускаемое напряжение смятия = 70 МПа [11].
2)Рабочие напряжения смятия – формула (190):
Вывод. Прочность достаточна.
22. УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ
Уточнённый расчёт заключается в определении коэффициентов запаса sв опасных сечениях вала. Его выполняют после подбора шпонок, выбора посадок, расчёта подшипников качения и окончательного конструирования колёс, шкивов, звёздочек, валов, корпусных деталей, подшипниковых узлов. Опасными являются сечения, где действуют крутящие и наибольшие изгибающие моменты при наличии концентраторов напряжений: шпоночная канавка, шлицы, напрессовка, резьба, переходное сечение и др. Так, на промежуточном валу коническо-цилиндрического редуктора (рис. 37, ж) опасными будут сечения на участке 3-4ʹ в зоне действия крутящего момента Т:
1) сечение А-А, где действуют крутящий и изгибающие моменты и ; концентратор напряжений — шпоночная канавка;
2) сечение Б-Б у края ступицы колеса, концентратор напряжений — напрессовка; изгибающие моменты определяют методом линейной интерполяции (см. пример 20);
3) сечение В-В у края вала-шестерни со стороны действия крутящего момента; концентратор напряжений — переходное сечение от диаметра dк диаметру подступичной части с радиусом галтели rг;
4) сечение Г-Г для вала-шестерни — переходное сечение (зубья) от диаметра daк диаметру dfс радиусом галтели rf @ 0,4m;
5) сечение Д-Д - переходное сечение у торца подшипника, упирающегося в заплечик вала; концентраторов напряжений два: переходное сечение с галтелью и напрессовка; учитывается тот концентратор, у которого Кs/esбольше (см. ниже); это сечение заведомо не опасное, рассматривается для примера.
Коэффициенты запаса выносливости по нормальным и касательным напряжениям определяют по формулам:
; (197)
, (198)
гдеs-1 и t-1 – пределы выносливости материала, МПа (табл. 28); Кsи Кτ - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, принимают в зависимости от вида концентратора напряжений [11]; es и eτ – масштабные коэффициенты [11]; β – коэффициент состояния поверхности [11]; sa и ta - амплитудные напряжения циклов, МПа; sm и tm - средние напряжения циклов, МПа; ys и yt - коэффициенты, учитывающие чувствительность материала к асимметрии цикла [11].
Амплитудные и средние напряжения циклов при изменении нормальных напряжений по симметричному циклу:
(199)
В формулах (194) М – изгибающий момент в рассчитываемом сечении, Н·мм; W - момент сопротивления сечения, мм3; Fa– суммарная осевая сила, Н; А – площадь сечения, мм2. При нереверсивной работе принимают пульсирующий цикл изменения касательных напряжений; при этом
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.