Двигатели автотранспортных средств. Изучение классификации двигателей внутреннего сгорания, страница 2

Конструкция дизельного двигателя и конструкции бензинового двигателя подобны. Но аналогичные детали у дизеля обычно тяжелее и более устойчивы к высокому давлению сжатия, имеющему место у дизеля. Головки поршней, специально разработаны под особенности сгорания в дизельных двигателях и часто рассчитаны на повышенную степень сжатия. Кроме того, головки поршней в дизельном двигателе находятся выше верхней плоскости блока цилиндров, когда поршень находится в верхней точке своего хода. Во многих случаях головки поршней содержат в себе камеру сгорания. Бензиновый двигатель является довольно неэффективным и способен преобразовывать всего лишь около 20-30 % энергии топлива в полезную работу. Стандартный дизельный двигатель, обычно имеет коэффициент полезного действия в 30-40 %, дизели с турбонадувом и промежуточным охлаждением свыше 50 % . Дизельный двигатель из-за использования впрыска высокого давления не предъявляет требований к летучести топлива, что позволяет использовать в нём низкосортные тяжелые масла.

Дизельный двигатель не имеет дроссельной заслонки, регулирование мощности осуществляется регулированием количества впрыскиваемого топлива. Это приводит к отсутствию снижения давления в цилиндрах на низких оборотах. Потому дизель выдаёт высокий вращающий момент при низких оборотах, что делает автомобиль с дизельным двигателем более «отзывчивым» в движении, чем такой же автомобиль с бензиновым двигателем. По этой причине в настоящее время большинство грузовых автомобилей оборудуются дизельными двигателями. Дизельный двигатель не может развивать высокие обороты — смесь не успевает догореть в цилиндрах. Это приводит к снижению удельной мощности двигателя на 1 л объёма, а значит, и к снижению удельной мощности на 1 кг массы двигателя. По сравнению с бензиновыми двигателями, в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (СО), но теперь, в связи с применением каталитических конвертеров на бензиновых двигателях, это преимущество не так заметно. Другим важным аспектом, касающимся безопасности, является то, что дизельное топливо нелетучее и, таким образом, вероятность возгорания у дизельных двигателей намного меньше. Также в дизельном двигателе в отличии от карбюраторного присутствует характерный стук при работе и маслянистоть топлива. Явными недостатками дизельных двигателей являются необходимость использования стартера большой мощности, помутнение и застывание дизельного топлива при низких температурах, сложность в ремонте топливной аппаратуры, так как насосы высокого давления являются устройствами, изготовленными с высокой точностью. Литровая мощность дизельных моторов также, как правило, уступает аналогичным показателям бензиновых моторов, хотя дизель-моторы обладают более ровным крутящим моментом в своём рабочем диапазоне.


ПОКАЗАТЕЛЬ

МАРКА ДВИГАЕЛЯ (задает преподаватель)

МеМЗ- 968

ЗИЛ - 645

Марка автомобиля, на котором установлен двигатель

ЗАЗ-968,  ЛУАЗ-969А

ЗИЛ-130

Способ смесеобразования

Внешнее

Внутреннее

Вид применяемого топлива

Бензиновый

Дизельный

Способ охлаждения

 Воздушно охлаждение

Принудительным завихрением воздуха

Число цилиндров

4

8

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

40 л.с.

85/200 л.с.

Частота вращательного коленчатого вала номинальная, мин-1

4200- 4000

 2800

Расположение цилиндров

V-образное в два ряда под углом 90°

V-образное (под углом 90°)

Диаметр цилиндра, мм

76

110

Ход поршня, мм

66

115

Отношение хода поршня к диаметру цилиндра, S/D

66x76

115x110

Степень сжатия

7.2

 18,5

Литраж, м

1,3

8,74

Таблица 2