Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Красноярский Государственный Политехнический Университет
Кафедра: «Автомобили и Двигатели»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Расчет барабанно-колодочных тормозных механизмов
автомобиля ВАЗ-2105
Выполнил: студент АТ 64-1
Мутовина А.И.
Проверил: Муромцев А. С.
Красноярск 2007
Тормозная система служит для создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС с целью быстрой остановки или снижения его скорости. На любых автотранспортных средствах обязательно должно быть установлено не менее трех тормозных систем: рабочая, запасная и стояночная.
Тормозные системы состоят из двух частей: тормозных механизмов и тормозного привода. Тормозной механизм – это устройство, непосредственно создающее искусственное сопротивление движению автомобиля. Тормозной привод представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи к тормозным механизмами усиления воздействия водителя на педаль или рычаг тормоза.
Задачи расчета.
1. Определение требуемых тормозных моментов на колесах передней и задней осей, обеспечивающих затормаживание АТС с наибольшей эффективностью на сухой дороге с твердым покрытием.
2. Выбор и расчет параметров тормозного механизма, позволяющих получить требуемый тормозной момент.
3. Расчет величин средних удельных давлений на накладки колодок, влияющих на их долговечность, и сравнение с рекомендуемыми.
4. Определение удельной работы трения в тормозном механизме, оказывающей влияние на нагрев тормозного барабана, а следовательно, и износ тормозных накладок.
5. Расчет повышения температуры тормозного барабана при однократном торможении АТС.
6. Определение величин разжимных сил, действующих на колодки тормозного механизма, которые должны обеспечить величину требуемого тормозного момента, и необходимых для проектирования тормозного привода.
Рис. 1. Тормозной механизм автомобиля ВАЗ-2105.
Тормозной механизм автомобиля ВАЗ-2105: 1 – колесный цилиндр, 2 – рычаг ручного привода колодок, 3 – колодка тормоза, 4 – чашка и опорная стойка колодок, 5 – трос привода стояночного тормоза, 6 – нижняя стяжная пружина, 7 – фрикционная накладка, 8 – эксцентрик регулировки зазора между колодкой и барабаном, 9 – распорная планка, 10 – верхняя стяжная пружина.
Исходные данные: , , , , , , , , .
Требуемые тормозные моменты для каждого колеса соответственно передней (1) и задней (2) оси:
, (1)
, (2)
где - вес (сила тяжести) автомобиля,
и координаты центра тяжести автомобиля в продольной плоскости,
- коэффициент сцепления колеса с дорогой ( - сухой асфальтобетон),
- высота центра тяжести автомобиля,
- колесный радиус,
- межосевое расстояние (база) автомобиля.
,
,
Выбор параметров тормозного механизма.
Параметры тормозного механизма выбирают в зависимости от радиуса внутренней рабочей поверхности тормозного барабана, который в свою очередь определяется размерами колеса. Зазор между внутренней поверхностью обода колеса и тормозным барабаном, необходимый для вентиляции тормозного механизма, должен быть не менее .
Диаметр внутренней поверхности обода:
, (3)
Рис. 2. Расчетная схема тормозного механизма.
Радиус внутренней поверхности обода:
, (4)
Вычитая из величину среднего значения зазора , получаем радиус наружной поверхности тормозного барабана:
, (5)
Примем толщину обода тормозного барабана , тогда радиус внутренней поверхности барабана:
, (6)
Другие параметры тормозного механизма определяются, исходя из :
, (7)
, (8)
, (9)
,
Оценка величины суммарной площади
тормозных накладок.
Правильность выбора параметров тормозного механизма предварительно оценивают по отношению массы АТС к суммарной площади тормозных накладок.
Суммарная площадь тормозных накладок:
, (10)
где - ширина тормозной накладки,
- внутренний радиус тормозного барабана,
и - углы обхвата соответственно активной и пассивной колодками в радианах,
, (11)
, (12)
Для легковых автомобилей это отношение находится в пределах .
Расчет средних удельных давлений.
В тормозном механизме с плавающим разжимным устройством (рис.2) среднее удельное давление на накладку активной колодки больше удельного давления на накладку пассивной колодки. Их определяем соответственно из уравнений (13) и (14):
Для тормозного механизма переднего колеса:
Активная колодка:
, (13)
,
Пассивная колодка:
, (14)
Для тормозного механизма заднего колеса:
Активная колодка:
, (15)
,
Пассивная колодка:
, (16)
,
Удельные давления ни на одной колодке не превышают допустимых .
Расчет удельной работы трения.
Расчет удельной работы трения в тормозном механизме ведут по уравнению (17) при торможении со скорости . Допустимые величины составляют .
, (17)
где - начальная скорость торможения,
- сила тяжести автомобиля,
- суммарная площадь тормозных накладок,
,
Расчет повышения температуры
тормозного барабана.
Повышение температуры тормозного барабана рассчитываем по уравнению (18). Считаем, что вся кинетическая энергия АТС превращается в тепло, идущее на нагрев всех тормозных барабанов. При однократном торможении АТС со скорости повышение температуры тормозного барабана не должно превышать .
, (18)
где - сила тяжести автомобиля,
- начальная скорость торможения,
- удельная теплоемкость материала тормозного механизма ( барабан из силумина ),
- масса тормозного барабана,
- число затормаживаемых колес.
,
Расчет разжимных сил колодок.
Для колодок передних колес:
, (19)
,
Для колодок задних колес:
, (20)
.
Реализация разжимных сил осуществляют за счет правильного выбора параметров тормозного привода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.