1.9 Определение основных параметров ДВС
Литраж

Рабочий объем одного цилиндра

Диаметр цилиндра

Принимаем
![]()
Ход
поршня ![]()
Принимаем
![]()
Площадь
поршня ![]()
Литраж
двигателя ![]()
Мощность
ДВС ![]()
Литровая
мощность ![]()
Крутящий
момент ![]()
Часовой
расход топлива ![]()
1.10 Тепловой баланс
Общее количество теплоты

Теплота эффективная эквивалентной работе за 1 с

Теплота, передаваемая охлаждающей среде


где
- коэффициент пропорциональности
для 4-х тактных ДВС;
- Показатель
степени для 4-хтактных ДВС.
Теплота, унесенная с отработавшими газами



где
– теплоемкость отработавших газов,
определена методом интерполяции, при
и
;
– теплоемкость свежего заряда,
определена методом интерполяции при ![]()
Неучтенные потери теплоты

Табл.1.7 – Тепловой баланс ДВС
|
Параметр |
|
|
|
|
|
|
Значение |
|
|
|
|
|
|
Процент % |
33 |
27 |
27 |
13 |
100 |
1.11 Построение индикаторной диаграммы
Построим
для номинального режима работы двигателя
=138 кВт и оборотах двигателя n=2350
.
Масштабы диаграммы:
Масштаб
хода поршня
=1,5 мм,
=0,1 МПа.
Величины в приведенном масштабе, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания.
AB=S/
=135/1.5=90 мм
;
ОА= AB/(
-1)=90/(16,5-1)=6
мм.
Максимальная высота диаграммы:
/
=8,56/0,1=85,6 мм.
Ординаты характерных точек:
/
=0,092/0,1=0,92 мм;
/
=4,28/0,1=42,8 мм;
/
=0,329/0,1=3,29 мм;
/
=0,105/0,1=1,05 мм;
/
=0,1/0,1=1 мм.
z.z=OA(ρ-1)=6*(1.26-1)=1.6
Определим значение точек на индикаторной диаграмме обозначающих политропу сжатия по формуле:
/
=
![]()
Таблица 1.8- Значения политропы сжатия
|
|
|
|
20,4 |
10 |
|
7,9 |
20 |
|
4,53 |
30 |
|
2,25 |
50 |
|
1,42 |
70 |
Определим значение точек на индикаторной диаграмме обозначающих политропу расширения по формуле:
/
=
![]()
Таблица 1.9- Значения политропы расширения
|
|
|
|
57 |
10 |
|
23,7 |
20 |
|
14,2 |
30 |
|
7,48 |
50 |
|
4,9 |
70 |
Теоретическое среднее индикаторное давление:
=
/AB=859*0,1/90=0.95
МПа где
=859 мм2 – площадь
диаграммы.
Величина
= 0.95 МПа, получена из диаграммы,
близка к величине
=0.92 МПа, полученной в тепловом
расчете.
2. Кинематика КШМ
2.1 Исходные данные
Табл. 2.1 Исходные данные
|
Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, λ |
λ=0,285 |
|
Радиус кривошипа, R (мм) |
|
|
Длина кривошипа, Lш (мм) |
|
|
Частота вращения коленчатого вала, n |
n=2350 об/мин |
2.2. Расчет кинематических показателей
Перемещение поршня


Для
определения
берем значения из справочника и
занесем их в таблицу 2.2
Угловая скорость коленчатого вала

Скорость поршня


Для
определения
берем значения из справочника и
занесем их в таблицу 2.2
Ускорение поршня
![]()
![]()
Для
определения
воспользуемся значениями из
справочника и занесем их в таблицу 2.2
Табл. 2.2 Кинематические параметры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,00 |
1,285 |
5249 |
|
30 |
0,16965 |
11,5 |
0,6234 |
10,35 |
1,0085 |
4120 |
|
60 |
0,6069 |
41,0 |
0,9894 |
16,43 |
0,3575 |
1460 |
|
90 |
1,1425 |
77,1 |
1 |
16,61 |
-0,285 |
-1164 |
|
120 |
1,6069 |
108,5 |
0,7426 |
12,33 |
-0,6425 |
-2625 |
|
150 |
1,9016 |
128,4 |
0,3766 |
6,25 |
-0,7235 |
-2955 |
|
180 |
2 |
135,0 |
0 |
0,00 |
-0,715 |
-2921 |
|
210 |
1,9016 |
128,4 |
-0,3766 |
-6,25 |
-0,7235 |
-2955 |
|
240 |
1,6069 |
108,5 |
-0,7426 |
-12,33 |
-0,6425 |
-2625 |
|
270 |
1,1425 |
77,1 |
-1 |
-16,61 |
-0,285 |
-1164 |
|
300 |
0,6069 |
41,0 |
-0,9894 |
-16,43 |
0,3575 |
1460 |
|
330 |
0,016965 |
11,5 |
-0,6234 |
-10,35 |
1,0085 |
4120 |
|
360 |
0 |
0,0 |
0 |
0,00 |
1,285 |
5249 |
По данным таблицы 2.2 построим график пути, скорости и ускорения поршня.
3 Динамический расчет
3.1 Исходные данные
Все данные приняты из предыдущих расчетов, а также согласно прототипу двигателя:
-
конструктивная масса поршневой группы ![]()
-
конструктивная масса шатуна ![]()
-
конструктивная масса неуравновешенных частей одного колена вала без
противовесов ![]()
3.2 Расчет усилий КШМ
Силы давления газов
Индикаторную диаграмму, полученную в тепловом расчете, развертываем по углу поворота кривошипа по методу Брикса.
Поправка Брикса

где
- масштабный коэффициент
индикаторной диаграммы
Масштаб развернутой диаграммы:
-
давлений и удельных сил
– масштабный коэффициент
индикаторной диаграммы
полных сил ![]()

-
угла поворота кривошипа
, или

-где OB – длина развернутой индикаторной диаграммы, мм.
По
развернутой диаграмме через каждые 10o
угла
поворота кривошипа определим значения
и занесем в таблицу 3.1.
Табл. 3.1. Сводная таблица
|
|
0 |
-366 |
-662 |
-830 |
-844 |
-713 |
-472 |
-174 |
121 |
367 |
535 |
616 |
619 |
562 |
467 |
353 |
235 |
117 |
0 |
-117 |
-235 |
|
|
0,00 |
-5,54 |
-10,02 |
-12,58 |
-12,79 |
-10,80 |
-7,14 |
-2,64 |
1,84 |
5,57 |
8,11 |
9,34 |
9,37 |
8,51 |
7,07 |
5,35 |
3,56 |
1,77 |
0,00 |
-1,77 |
-3,56 |
|
|
0,000 |
-0,475 |
-0,858 |
-1,077 |
-1,095 |
-0,924 |
-0,612 |
-0,226 |
0,158 |
0,477 |
0,694 |
0,799 |
0,803 |
0,728 |
0,605 |
0,458 |
0,305 |
0,151 |
0,000 |
-0,151 |
-0,305 |
|
|
0 |
0,222 |
0,434 |
0,625 |
0,785 |
0,909 |
0,993 |
1,034 |
1,035 |
1 |
0,935 |
0,846 |
0,74 |
0,623 |
0,5 |
0,375 |
0,25 |
0,125 |
0 |
-0,13 |
-0,25 |
|
|
-2,180 |
-2,087 |
-1,791 |
-1,368 |
-0,902 |
-0,481 |
-0,173 |
-0,018 |
-0,017 |
-0,141 |
-0,341 |
-0,567 |
-0,780 |
-0,951 |
-1,073 |
-1,147 |
-1,186 |
-1,203 |
-1,208 |
-1,203 |
-1,186 |
|
|
1 |
0,976 |
0,906 |
0,794 |
0,647 |
0,473 |
0,281 |
0,084 |
-0,11 |
-0,3 |
-0,46 |
-0,6 |
-0,72 |
-0,81 |
-0,89 |
-0,94 |
-0,97 |
-0,99 |
-1 |
-0,99 |
-0,97 |
|
|
-2,180 |
-2,141 |
-1,987 |
-1,741 |
-1,419 |
-1,042 |
-0,635 |
-0,226 |
0,158 |
0,497 |
0,773 |
0,980 |
1,119 |
1,198 |
1,231 |
1,235 |
1,225 |
1,213 |
1,208 |
1,213 |
1,225 |
|
|
1 |
1,001 |
1,005 |
1,01 |
1,017 |
1,024 |
1,032 |
1,037 |
1,041 |
1,043 |
1,041 |
1,037 |
1,032 |
1,024 |
1,017 |
1,01 |
1,005 |
1,001 |
1 |
1,001 |
1,005 |
|
|
0,000 |
-0,106 |
-0,194 |
-0,248 |
-0,259 |
-0,226 |
-0,156 |
-0,060 |
0,044 |
0,141 |
0,215 |
0,260 |
0,274 |
0,260 |
0,225 |
0,176 |
0,119 |
0,060 |
0,000 |
-0,060 |
-0,119 |
|
|
0 |
0,0495 |
0,098 |
0,144 |
0,186 |
0,222 |
0,253 |
0,275 |
0,290 |
0,295 |
0,290 |
0,275 |
0,253 |
0,222 |
0,186 |
0,144 |
0,098 |
0,0495 |
0 |
-0,0495 |
-0,098 |
|
МПа |
-2,18 |
-2,14 |
-1,98 |
-1,72 |
-1,39 |
-1,02 |
-0,62 |
-0,22 |
0,15 |
0,48 |
0,74 |
0,94 |
1,08 |
1,17 |
1,21 |
1,22 |
1,22 |
1,21 |
1,21 |
1,21 |
1,22 |
|
|
-2,19 |
-2,13 |
-1,97 |
-1,72 |
-1,39 |
-1,01 |
-0,61 |
-0,21 |
0,16 |
0,48 |
0,75 |
0,95 |
1,09 |
1,18 |
1,22 |
1,23 |
1,23 |
1,22 |
1,22 |
1,22 |
1,23 |
|
|
5343 |
5208 |
4815 |
4193 |
3390 |
2467 |
1487 |
514 |
-392 |
-1185 |
-1835 |
-2330 |
-2672 |
-2878 |
-2979 |
-3008 |
-3000 |
-2981 |
-2973 |
-2981 |
-3000 |
|
|
0,005 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
|
|
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
200 |
Продолжение табл. 3.1
|
|
-353 |
-467 |
-562 |
-618 |
-615 |
-535 |
-392 |
-200 |
15 |
214 |
337 |
337 |
214 |
13 |
-137 |
0 |
1206 |
1014 |
960 |
619 |
400 |
|
|
-5,35 |
-7,07 |
-8,51 |
-9,36 |
-9,33 |
-8,10 |
-5,94 |
-3,02 |
0,22 |
3,24 |
5,11 |
5,11 |
3,25 |
0,20 |
-2,08 |
0,00 |
18,28 |
15,36 |
14,54 |
9,38 |
6,06 |
|
|
-0,458 |
-0,605 |
-0,728 |
-0,802 |
-0,798 |
-0,694 |
-0,509 |
-0,259 |
0,019 |
0,277 |
0,437 |
0,438 |
0,278 |
0,017 |
-0,178 |
0,000 |
1,565 |
1,315 |
1,245 |
0,803 |
0,518 |
|
|
-0,38 |
-0,5 |
-0,62 |
-0,74 |
-0,85 |
-0,93 |
-1 |
-1,04 |
-1,03 |
-0,99 |
-0,91 |
-0,79 |
-0,63 |
-0,44 |
-0,22 |
0 |
0,222 |
0,434 |
0,624 |
0,785 |
0,908 |
|
|
-1,147 |
-1,073 |
-0,951 |
-0,780 |
-0,568 |
-0,342 |
-0,150 |
-0,028 |
-0,002 |
-0,078 |
-0,227 |
-0,360 |
-0,353 |
-0,036 |
0,781 |
2,355 |
6,881 |
2,746 |
1,584 |
0,662 |
0,270 |
|
|
-0,94 |
-0,89 |
-0,81 |
-0,72 |
-0,6 |
-0,46 |
-0,3 |
-0,11 |
0,083 |
0,281 |
0,472 |
0,646 |
0,794 |
0,906 |
0,976 |
1 |
0,976 |
0,906 |
0,794 |
0,647 |
0,473 |
|
|
1,235 |
1,231 |
1,198 |
1,119 |
0,980 |
0,773 |
0,530 |
0,261 |
-0,019 |
-0,288 |
-0,493 |
-0,566 |
-0,450 |
-0,040 |
0,801 |
2,355 |
7,058 |
3,045 |
2,015 |
1,041 |
0,585 |
|
|
1,01 |
1,017 |
1,024 |
1,032 |
1,037 |
1,041 |
1,043 |
1,041 |
1,037 |
1,032 |
1,024 |
1,017 |
1,01 |
1,005 |
1,001 |
1 |
1,001 |
1,005 |
1,01 |
1,017 |
1,024 |
|
|
-0,176 |
-0,225 |
-0,260 |
-0,274 |
-0,260 |
-0,215 |
-0,150 |
-0,073 |
0,005 |
0,071 |
0,107 |
0,104 |
0,064 |
0,004 |
-0,040 |
0,000 |
0,349 |
0,297 |
0,287 |
0,190 |
0,127 |
|
|
-0,144 |
-0,186 |
-0,222 |
-0,253 |
-0,275 |
-0,290 |
-0,295 |
-0,290 |
-0,275 |
-0,253 |
-0,222 |
-0,186 |
-0,144 |
-0,098 |
-0,0495 |
0 |
0,0495 |
0,098 |
0,144 |
0,186 |
0,222 |
|
МПа |
1,22 |
1,21 |
1,17 |
1,08 |
0,94 |
0,74 |
0,51 |
0,25 |
-0,02 |
-0,28 |
-0,48 |
-0,56 |
-0,45 |
-0,04 |
0,80 |
2,35 |
7,05 |
3,03 |
1,99 |
1,02 |
0,57 |
|
|
1,23 |
1,22 |
1,18 |
1,09 |
0,95 |
0,75 |
0,48 |
0,16 |
-0,21 |
-0,61 |
-1,01 |
-1,39 |
-1,72 |
-1,97 |
-2,13 |
-2,19 |
-2,13 |
-1,97 |
-1,72 |
-1,39 |
-1,01 |
|
|
-3008 |
-2979 |
-2878 |
-2672 |
-2330 |
-1835 |
-1185 |
-392 |
514 |
1487 |
2467 |
3390 |
4193 |
4815 |
5208 |
5343 |
5208 |
4815 |
4193 |
3390 |
2467 |
|
|
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
-0,008 |
0,024 |
0,09 |
0,192 |
0,329 |
0,528 |
0,83 |
1,27 |
1,93 |
2,93 |
4,54 |
9,18 |
5 |
3,71 |
2,41 |
1,58 |
|
|
210 |
220 |
230 |
240 |
250 |
260 |
270 |
280 |
290 |
300 |
310 |
320 |
330 |
340 |
350 |
360 |
370 |
380 |
390 |
400 |
410 |
Продолжение ![]()
|
|
414 |
533 |
664 |
768 |
827 |
830 |
774 |
671 |
552 |
410 |
268 |
132 |
1 |
-124 |
-246 |
-366 |
-476 |
-570 |
-625 |
-624 |
-544 |
|
|
6,28 |
8,08 |
10,06 |
11,64 |
12,53 |
12,58 |
11,73 |
10,16 |
8,36 |
6,21 |
4,07 |
2,01 |
0,02 |
-1,88 |
-3,73 |
-5,54 |
-7,21 |
-8,63 |
-9,47 |
-9,45 |
-8,24 |
|
|
0,538 |
0,691 |
0,861 |
0,997 |
1,073 |
1,077 |
1,004 |
0,870 |
0,716 |
0,532 |
0,348 |
0,172 |
0,001 |
-0,161 |
-0,319 |
-0,475 |
-0,618 |
-0,739 |
-0,811 |
-0,809 |
-0,706 |
|
|
0,992 |
1,034 |
1,035 |
1 |
0,935 |
0,846 |
0,74 |
0,624 |
0,501 |
0,376 |
0,251 |
0,126 |
0,001 |
-0,12 |
-0,25 |
-0,38 |
-0,5 |
-0,62 |
-0,74 |
-0,85 |
-0,93 |
|
|
0,152 |
0,056 |
-0,092 |
-0,293 |
-0,527 |
-0,764 |
-0,975 |
-1,132 |
-1,264 |
-1,327 |
-1,349 |
-1,354 |
-1,332 |
-1,290 |
-1,246 |
-1,187 |
-1,094 |
-0,964 |
-0,790 |
-0,576 |
-0,348 |
|
|
0,281 |
0,084 |
-0,11 |
-0,29 |
-0,46 |
-0,6 |
-0,72 |
-0,81 |
-0,89 |
-0,94 |
-0,97 |
-0,99 |
-1 |
-0,99 |
-0,97 |
-0,94 |
-0,89 |
-0,81 |
-0,72 |
-0,6 |
-0,46 |
|
|
0,559 |
0,693 |
0,866 |
1,039 |
1,195 |
1,320 |
1,399 |
1,428 |
1,453 |
1,429 |
1,394 |
1,365 |
1,332 |
1,301 |
1,287 |
1,278 |
1,257 |
1,215 |
1,132 |
0,993 |
0,787 |
|
|
1,032 |
1,037 |
1,041 |
1,043 |
1,041 |
1,037 |
1,032 |
1,024 |
1,017 |
1,01 |
1,005 |
1,001 |
1 |
1,001 |
1,005 |
1,01 |
1,017 |
1,024 |
1,032 |
1,037 |
1,041 |
|
|
0,137 |
0,184 |
0,241 |
0,294 |
0,333 |
0,350 |
0,343 |
0,310 |
0,266 |
0,204 |
0,136 |
0,067 |
0,000 |
-0,064 |
-0,126 |
-0,182 |
-0,230 |
-0,263 |
-0,278 |
-0,263 |
-0,219 |
|
|
0,253 |
0,275 |
0,290 |
0,295 |
0,290 |
0,275 |
0,253 |
0,222 |
0,186 |
0,144 |
0,098 |
0,0495 |
0 |
-0,0495 |
-0,098 |
-0,144 |
-0,186 |
-0,222 |
-0,253 |
-0,275 |
-0,290 |
|
МПа |
0,54 |
0,67 |
0,83 |
1,00 |
1,15 |
1,27 |
1,36 |
1,39 |
1,43 |
1,41 |
1,39 |
1,36 |
1,33 |
1,30 |
1,28 |
1,27 |
1,24 |
1,19 |
1,10 |
0,96 |
0,76 |
|
|
-0,61 |
-0,21 |
0,16 |
0,48 |
0,75 |
0,95 |
1,09 |
1,18 |
1,22 |
1,23 |
1,23 |
1,22 |
1,22 |
1,22 |
1,23 |
1,23 |
1,22 |
1,18 |
1,09 |
0,95 |
0,75 |
|
|
1487 |
514 |
-392 |
-1185 |
-1835 |
-2330 |
-2672 |
-2878 |
-2979 |
-3008 |
-3000 |
-2981 |
-2973 |
-2981 |
-3000 |
-3008 |
-2979 |
-2878 |
-2672 |
-2330 |
-1835 |
|
|
1,15 |
0,879 |
0,672 |
0,512 |
0,397 |
0,32 |
0,264 |
0,217 |
0,21 |
0,184 |
0,16 |
0,144 |
0,116 |
0,08 |
0,054 |
0,035 |
0,0168 |
0,009 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
|
|
420 |
430 |
440 |
450 |
460 |
470 |
480 |
490 |
500 |
510 |
520 |
530 |
540 |
550 |
560 |
570 |
580 |
590 |
600 |
610 |
620 |
П![]()
|
|
-377 |
-132 |
164 |
462 |
704 |
837 |
824 |
659 |
365 |
0 |
|
|
-5,72 |
-2,00 |
2,48 |
6,99 |
10,66 |
12,68 |
12,48 |
9,98 |
5,54 |
0,00 |
|
|
-0,490 |
-0,171 |
0,212 |
0,599 |
0,913 |
1,086 |
1,069 |
0,854 |
0,474 |
0,000 |
|
|
-1 |
-1,04 |
-1,03 |
-0,99 |
-0,91 |
-0,79 |
-0,63 |
-0,44 |
-0,22 |
0 |
|
|
-0,145 |
-0,019 |
-0,017 |
-0,169 |
-0,474 |
-0,893 |
-1,356 |
-1,780 |
-2,074 |
-2,180 |
|
|
-0,3 |
-0,11 |
0,083 |
0,28 |
0,472 |
0,646 |
0,793 |
0,906 |
0,976 |
1 |
|
|
0,511 |
0,172 |
-0,213 |
-0,622 |
-1,028 |
-1,405 |
-1,728 |
-1,974 |
-2,128 |
-2,180 |
|
|
1,043 |
1,041 |
1,037 |
1,032 |
1,024 |
1,017 |
1,01 |
1,005 |
1,001 |
1 |
|
|
-0,144 |
-0,048 |
0,056 |
0,153 |
0,223 |
0,257 |
0,246 |
0,193 |
0,105 |
0,000 |
|
|
-0,295 |
-0,290 |
-0,275 |
-0,253 |
-0,222 |
-0,186 |
-0,144 |
-0,098 |
-0,0495 |
0 |
|
МПа |
0,49 |
0,17 |
-0,21 |
-0,60 |
-1,00 |
-1,38 |
-1,71 |
-1,96 |
-2,13 |
-2,18 |
|
|
0,48 |
0,16 |
-0,21 |
-0,61 |
-1,01 |
-1,39 |
-1,72 |
-1,97 |
-2,13 |
-2,19 |
|
|
-1185 |
-392 |
514 |
1487 |
2467 |
3390 |
4193 |
4815 |
5208 |
5343 |
|
|
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
|
|
630 |
640 |
650 |
660 |
670 |
680 |
690 |
700 |
710 |
720 |
Приведение масс частей КШМ
- масса поршневой группы
![]()
- масса шатуна
![]()
- масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов
![]()
- масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца
![]()
- масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа
![]()
- масса совершающие возвратно-поступательные движение
![]()
- масса совершающие вращательное движение
![]()
Удельные и полные силы инерции
- удельные силы инерции возвратно-поступательные движущихся масс

- центробежная сила инерции вращающихся масс
![]()
- центробежная сила инерции вращающихся масс двух шатунов
![]()
- центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа
![]()
Удельные суммарные силы
- удельная сила, сосредоточенная на оси поршневого пальца
![]()
- удельная нормальная сила
![]()
где
- определим из справочника для ![]()
-удельная сила, действующая вдоль шатуна

- удельная сила, действующая по радиусу кривошипа

- удельная тангенциальная сила

- полная тангенциальная сила
![]()
По данным таблицы 3.1. строим графики удельных сил в зависимости от изменения угла поворота коленчатого вала.
Среднее значение тангенциальной силы за цикл:
по данным теплового расчета

по
площади, заключенной между кривой
и осью абцисс:

![]()
ошибка
![]()
Крутящие моменты. Крутящий момент одного цилиндра.
![]()
Период изменения крутящего момента четырехтактного ДВС с равным интервалами между вспышками

Суммируем
значения крутящих моментов табличным методом (табл.3.2). По полученным данным
строим кривую
в масштабе ![]()

Средний крутящий момент ДВС:
по данным теплового расчета

по
площади, заключенной под кривой ![]()

ошибка ![]()
Максимальный и минимальный крутящие моменты
![]()
![]()
Табл. 3.2 Крутящие моменты ДВС
|
Mкр, Н*м |
366 |
1631 |
1496 |
1478 |
1105 |
749 |
501 |
295 |
184 |
366 |
|||
|
Цилиндры |
8-й |
Mкр.ц |
-377 |
-132 |
164 |
462 |
704 |
837 |
824 |
659 |
365 |
0 |
|
|
φ кривошипа |
630 |
640 |
650 |
660 |
670 |
680 |
690 |
700 |
710 |
720 |
|||
|
7-й |
Mкр.ц |
0 |
-124 |
-246 |
-366 |
-476 |
-570 |
-625 |
-624 |
-544 |
-377 |
||
|
φ кривошипа |
540 |
550 |
560 |
570 |
580 |
590 |
600 |
610 |
620 |
630 |
|||
|
6-й |
Mкр.ц |
768 |
827 |
830 |
774 |
671 |
552 |
410 |
268 |
132 |
0 |
||
|
φ кривошипа |
450 |
460 |
470 |
480 |
490 |
500 |
510 |
520 |
530 |
540 |
|||
|
5-й |
Mкр.ц |
0 |
1206 |
1014 |
960 |
619 |
400 |
414 |
533 |
664 |
768 |
||
|
φ кривошипа |
360 |
370 |
380 |
390 |
400 |
410 |
420 |
430 |
440 |
450 |
|||
|
4-й |
Mкр.ц |
-392 |
-200 |
15 |
214 |
337 |
337 |
214 |
13 |
-137 |
0 |
||
|
φ кривошипа |
270 |
280 |
290 |
300 |
310 |
320 |
330 |
340 |
350 |
360 |
|||
|
3-й |
Mкр.ц |
0 |
-117 |
-235 |
-353 |
-467 |
-562 |
-618 |
-615 |
-535 |
-392 |
||
|
φ кривошипа |
180 |
190 |
200 |
210 |
220 |
230 |
240 |
250 |
260 |
270 |
|||
|
2-й |
Mкр.ц |
367 |
535 |
616 |
619 |
562 |
467 |
353 |
235 |
117 |
0 |
||
|
φ кривошипа |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
180 |
|||
|
1-й |
Mкр.ц |
0 |
-366 |
-662 |
-830 |
-844 |
-713 |
-472 |
-174 |
121 |
367 |
||
|
φ кривошипа |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
|||
|
φ |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
|||
Силы действующие на шатунную шейку коленчатого вала.
Суммарная сила, действующая на шатунную шейку по радиусу кривошипа:
![]()
где ![]()
Используя
значения таблицы 3.3. построим полярную диаграмму в масштабе ![]()
По развернутой диаграмме определим:

![]()
где
, мм2; ![]()
Табл. 3.3 Полные силы
|
|
Полные силы, кН |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
0 |
-25,4663 |
-53,666301 |
53,5 |
-73,1 |
90,6 |
|
30 |
-12,6 |
-15,9799 |
-44,179933 |
46 |
-63,6 |
78,5 |
|
60 |
-7,14 |
-2,0217 |
-30,221702 |
31 |
-49,6 |
58,5 |
|
90 |
5,57 |
-1,64247 |
-29,842466 |
30,5 |
-49,2 |
57,9 |
|
120 |
9,37 |
-9,10895 |
-37,308947 |
38,5 |
-56,7 |
68,5 |
|
150 |
5,35 |
-13,3926 |
-41,592633 |
41,8 |
-61,0 |
73,9 |
|
180 |
0 |
-14,109 |
-42,30902 |
42,3 |
-61,7 |
74,8 |
|
210 |
-5,35 |
-13,3926 |
-41,592633 |
41,85 |
-61,0 |
74,0 |
|
240 |
-9,36 |
-9,10895 |
-37,308947 |
38,7 |
-56,7 |
68,7 |
|
270 |
-5,94 |
-1,75272 |
-29,952725 |
30,6 |
-49,4 |
58,1 |
|
300 |
3,24 |
-0,91564 |
-29,115641 |
29,2 |
-48,5 |
56,6 |
|
330 |
3,25 |
-4,12786 |
-32,327864 |
32,66 |
-51,7 |
61,2 |
|
360 |
0 |
27,5025 |
-0,6975006 |
0,7 |
-20,1 |
20,1 |
|
370 |
18,28 |
80,36509 |
52,1650887 |
55 |
32,8 |
64,0 |
|
390 |
14,54 |
18,5005 |
-9,6994988 |
17,3 |
-29,1 |
33,9 |
|
420 |
6,28 |
1,778946 |
-26,421054 |
27,3 |
-45,8 |
53,3 |
|
450 |
11,64 |
-3,42254 |
-31,622536 |
33,6 |
-51,0 |
61,1 |
|
480 |
11,73 |
-11,3932 |
-39,593181 |
41,2 |
-59,0 |
72,0 |
|
510 |
6,21 |
-15,4962 |
-43,696154 |
44 |
-63,1 |
76,9 |
|
540 |
0 |
-15,5573 |
-43,75734 |
43,8 |
-63,2 |
76,9 |
|
570 |
-5,54 |
-13,8637 |
-42,063734 |
42,4 |
-61,5 |
74,7 |
|
600 |
-9,47 |
-9,23094 |
-37,43094 |
38,1 |
-56,8 |
68,4 |
|
630 |
-5,72 |
-1,69298 |
-29,892978 |
31 |
-49,3 |
58,2 |
|
660 |
6,99 |
-1,97199 |
-30,171992 |
30,8 |
-49,6 |
58,4 |
|
690 |
12,5 |
-15,8394 |
-44,039398 |
45,8 |
-63,4 |
78,2 |
|
720 |
0 |
-25,4663 |
-53,666301 |
53,5 |
-73,1 |
90,6 |
По
полярной диаграмме строим диаграмму износа шатунной шейке по таблице 3.4 в
масштабе ![]()
Из
таблицы 3.4. видно, что по лучам 4,5 силы не действуют. А по лучам 6,7,8,9
только силы действующие в интервале
. По диаграмме определим ось
масляного отверстия ![]()
Силы, действующие на колено вала.
Суммарная сила, действующая на колено вала по радиусу кривошипа:
![]()
Результирующая сила, действующая на колено вала:
![]()
Занесем полученные значения в таблицу 3.3.
Табл. 3.4 Действующие cилы
|
|
Значение
|
|||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
53,5 |
53,5 |
53,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
53,5 |
|
|
46 |
46 |
46 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
46 |
|
|
31 |
31 |
31 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
31 |
|
|
30,5 |
30,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30,5 |
30,5 |
|
|
38,5 |
38,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
38,5 |
38,5 |
|
|
41,8 |
41,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
41,8 |
41,8 |
|
|
42,3 |
42,3 |
42,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
42,3 |
42,3 |
|
|
41,85 |
41,85 |
41,85 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
41,85 |
|
|
38,7 |
38,7 |
38,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
38,7 |
|
|
30,6 |
30,6 |
30,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30,6 |
|
|
29,2 |
29,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
29,2 |
29,2 |
|
|
32,66 |
32,66 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
32,66 |
32,66 |
|
|
0,7 |
0,7 |
0,7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,7 |
0,7 |
|
|
17,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
|
|
27,3 |
27,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
27,3 |
27,3 |
|
|
33,6 |
33,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
33,6 |
33,6 |
|
|
41,2 |
41,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
41,2 |
41,2 |
|
|
44 |
44 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
44 |
44 |
|
|
43,8 |
43,8 |
43,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
43,8 |
43,8 |
|
|
42,4 |
42,4 |
42,4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
42,4 |
|
|
38,1 |
38,1 |
38,1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
38,1 |
|
|
31 |
31 |
31 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
31 |
|
|
30,8 |
30,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30,8 |
30,8 |
|
|
45,8 |
45,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
45,8 |
45,8 |
|
|
53,5 |
53,5 |
53,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
53,5 |
53,5 |
|
|
852,61 |
835,31 |
439,95 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17,3 |
499,46 |
852,61 |
3.3. Уравновешивание
Центробежные силы инерции рассчитываемого двигателя и их моменты полностью уравновешены: ∑КR =0; ∑МR =0.
Суммарный момент центробежных сил.
∑МR =
=3,16(4,67+2∙3,39)0,066∙0,2512∙160=24,1
Суммарный момент сил инерции.
∑Мj = ![]()
∑Мj =3,16∙4,78∙0,066∙0,2512∙160=10
Суммарные моменты действуют в одной плоскости, поэтому:
∑Мj +∑МR=24,1+10=34,1
Масса общего противовеса.
мпр=![]()
Внешний радиус маховика
мм, ![]()
Определим средний радиус маховика:
![]()
Примем ![]()
Определим меньший радиус маховика:


Рис 3.2. Маховик ДВС
Определим равномерность крутящего момента:

Избыточная работа крутящего момента:
![]()
Момент инерции движущихся масс двигателя, приведенных к оси коленчатого вала:

где
равномерность хода двигателя.
Момент инерции маховика:
![]()
Определим высоту маховика по формуле:

4 Конструкторский расчет
4.1 Расчет поршня дизельного двигателя.
На
основании данных расчетов (теплового, скоростной характеристики и
динамического) получили: диаметр цилиндра D=122мм,
ход поршня S=132мм, при
=2400 об/мин, площадь поршня
=116,8
, наибольшую нормальную силу
=0,0041 МН при φ=4700,
массу поршневой группы
=3,5 кг частоту вращения
=2500 об/мин и λ=0,285.
В соответствии с
существующими аналогичными двигателями и с учетом соотношений, принимаем:
толщину днища поршня δ=15мм, высоту поршня Н=150 мм; высоту юбки поршня
=75 мм, радиальную толщину кольца t=5
мм, радиальный зазор кольца в канавке поршня ∆t=0,9
мм, толщину стенки головки поршня s=7
мм, величину верхней кольцевой перемычки
=5 мм, число и диаметр масляных
каналов в поршне
=10 и
=1 мм. Материал поршня –
алюминиевый сплав,
= 22*
1/К; материал гильзы цилиндра –
чугун,
=11*
1/К.
Напряжение сжатия в сечении х-х:
=
=0,11/0,0022=50 МПа, где
=
9,28*0,01168=0,11 МН
=(π/4)(
-
)-
=[3,14/4 (
]*
=0,0022
;
=D-2(t+∆t) = 122-2(5+0,9)=110,2
мм;
= D- 2(s+t+∆t)= 122-
-2(7+5+0,9)=96,2мм;
-
)
/2=(110,2-96,2)*1/2=7
;
Напряжение разрыва в сечении х-х:
максимальная угловая скорость холостого хода.
=
/30= (3,14*2500)/30=262 рад/с масса головки поршня с кольцами,
расположенными выше сечения х-х:
=0,6
=0,5*3,5=2,1 кг;
максимальная разрывающая сила
=
R
(1+λ)=2,1*0,066*
(1+0,258)*
=0,0120 МН;
напряжение разрыва
=
=0,0120/0,0022=5,45 МПа.
Напряжение в верхней кольцевой перемычке:
среза
τ=0,0314
*D/
=0,0314*9,28*122/5=7,11 МПа;
изгиба
=0,0045
(D/
=0,0045*9,28(122/5
=24,9 МПа;
сложное
=
=
=28,6 МПа.
Удельное давление поршня на стенку цилиндра:
=
/(
D)=
0,0041/(0,075*0,122)=0,448 МПа;
=
/(HD)=
0,0041/(0,122*0,122)=0,275 МПа.
Диаметры головки и юбки поршня:
=D-
=122-0,732=121,3 мм;
= D-
=122-0,244=121,8 мм, где
=0,006D=0,006*122=0,732
мм;
=0,002D=0,002*122=0,244
мм.
Диаметральные зазоры в горячем состоянии
=D[1+
(
-
])-
[1+
(
-
)]=122[1+11*
(383-293)]-121,3[1+22*
(563-293)]=0,3 мм
=D[1+
(
-
])-
[1+
(
-
)]=122[1+11*
(413-293)]-121,8[1+22*
(413-293)]=0,141 мм где
=383 К,
=593 К,
=413 К приняты с учетом водяного
охлаждения двигателя.
4.2 Расчет поршневого кольца дизельного двигателя.
Материалы
кольца- серый чугун, Е=1,0*
МПа.
Среднее давление кольца на стенку цилиндра
=0,152*1*
*
=0,146
где
=3t=3*5=15
мм.
Давление (МПа) кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности
p=![]()
Значение
для различных углов ψ приведены
ниже.
Результаты
расчета p, а так же
для различных углов ψ приведены
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.