условий – интегральный показатель качества условий произрастания,
который зависит от уровня плодородия почвы и степени её увлажнения.
При проектировании (выборе) типов лесных культур целесообразно
выделить два этапа. На первом этапе необходимо определить породный
состав, который зависит от типа лесорастительных условий, в большей
степени от богатства почвы (табл. 7.1) и метод создания культур.
Таблица 7.1
Состав лесных культур в зависимости от типа лесорастительных условий
(в числителе – для зоны смешанных лесов и подзоны южной тайги, в
знаменателе – для средней и северной тайги)
трофотопы
гигротопы
А (боры)
бедные
В (субори)
относительно
бедные
С (сурамени)
относительно
богатые
Д (рамени)
богатые
0,1 (сухие и
очень сухие)
7С3Б - - -
7С3Б - - -
2 (свежие)
7С3Б 7С3Лц, 10Е 5Лц5Е, 5Е5Д 5Е5Д, 10Лц
7С3Б 7С3Е 5К5С -
3 (влажные)
10С 7С3Е, 5Е5Б 7Е3С, 7Е3Б 10Е, 10Б
10С 7С3Е 5С5Е -
4 (сырые)
10С 5С5Е, 10Б 10Е, 10Б -
10С 5С5Е 5С5Е -
Наиболее используемым видом культур являются последующие
лесные культуры, т.е. культуры, созданные после рубки древостоя. На
старых вырубках заросших малоценными древесными породами
производится особый вид культур – культуры, созданные в результате
реконструкции малоценного насаждения. Культуры также различаются по
способу размещения посадочных мест – рядовые и групповые.
В таежной зоне и зоне смешанных лесов Северо-Запада РФ чаще
всего создаются чистые по составу лесные культуры сосны и ели. В
дальнейшем появляется естественное возобновление березы и осины, реже
ольхи и формируется лиственно-хвойный древостой, где культуры часто
растут вторым ярусом. Создавая и поддерживая смешанные по составу
лесные культуры можно значительно повысить продуктивность и
устойчивость искусственных насаждений.
При совместном выращивании сосны и ели формируется
высокопродуктивный двухъярусный древостой (сосна – первый ярус; ель –
второй). Смешивать сосну и ель лучше рядами, чтобы снизить
межвидовую конкуренцию. При отсутствии естественного возобновления
лиственных пород в хвойных культурах на пожароопасных песчаных
почвах можно вводить кулисы лиственных пород, например березу. Кроме
того, березу можно выращивать и на балансы совместно с хвойными
породами, например елью. В данном случае породы лучше смешивать
рядами. При введении в состав древостоя наряду с аборигенной породой
пород интродуцентов, например лиственницы или кедра, растения лучше
чередовать посадочными местами в связи с низкой сохранностью пород
экзотов. При выращивании дуба в культуры можно в качестве подгона
вводить ель, которая чередуется с главной породой рядами.
При использовании интенсивных (плантационных) технологий
культуры создают и выращивают чистыми по составу.
С использованием посева культуры создаются очень редко – в
основном на очень бедных и сухих почвах в суровых условиях северной и
средней тайги. В остальных случаях культуры создают, главным образом,
посадкой. Сеянцы с открытой корневой системой используют на
относительно бедных почвах, где нет сильной конкуренции со стороны
нежелательной растительности. На богатых почвах с сильным зарастанием
травянистой растительностью, а также при реконструкции малоценных
насаждений лучше применять саженцы. Сеянцы с закрытой корневой
системой находят свое применения при посадке культур на бедных
песчаных почвах, а также при рекультивации отвалов, карьеров,
выработанных торфяников.
В южной тайге и смешанных лесах для создания культур сосны
используют 2-летние сеянцы, ели и лиственницы 2…3-летние сеянцы и
3…5-летние (2+2; 3+2; 1т+2) саженцы, дуба и березы 1…2-летние сеянцы.
При выращивании сеянцев ПМЗК стандартных размеров они достигают за
1…1,5 года. В северной и средней тайге возраст посадочного материала
повышается на 1…2 года и чаще используются сеянцы.
На втором этапе необходимо выбрать оптимальную технологию
создания культур, которая в свою очередь в большей степени определяется
влажностью почвы на лесокультурном участке. Главным элементом
технологии создания культур является обработка почвы, которая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.