Планирование оборота розничной торговли и товарных запасов: Пособие для проведения семинарских, практических занятий и самостоятельной работы по курсу «Планирование на предприятии (в торговле)»

Страницы работы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Планирование в торговле – дисциплина, формирующая профессиональные знания бухгалтера, экономиста. Ее значение обусловлено ролью планирования в решении задач развития торгового предприятия в современных условиях.

Рыночные отношения усиливают ориентацию предприятия на конечный результат деятельности, поэтому работники экономических служб должны уметь обосновывать принимаемые управленческие решения, правильно оценивать достигнутые результаты хозяйствования, учитывать изменения действия факторов внутренней и внешней среды предприятия и на этой основе производить экономически обоснованные плановые расчеты на перспективу. Успешно решать эти экономические задачи можно, только имея глубокие знания методики и практические навыки планирования основных показателей деятельности предприятия.

Пособие предназначено для проведения семинарских, практических занятий и самостоятельной работы студентов экономических специальностей и факультетов по курсу «Планирование на предприятии (в торговле)», для специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии (в торговле)», «Менеджмент (в торговле)», «Маркетинг», «Финансы и кредит».


 1. Планирование оборота розничной торговли

и товарных запасов

1.1. Методы планирования оборота розничной торговли

и товарных запасов

1.1.1. Планирование оборота розничной торговли

по общему объему

Оборот розничной торговли является основным показателем, от размера которого зависят дальнейшие конечные показатели финансовых результатов деятельности, и в настоящее время торговые предприятия уделяют значительное внимание его увеличению не только с количественной, но и с качественной стороны.

Под оборотом розничной торговли понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы [47].

Для планирования оборота розничной торговли используются данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Если фактических данных о реализации товаров на предприятии торговли на момент планирования нет, рассчитывается ожидаемый оборот за оставшийся период до конца года.

На практике накоплен опыт определения ожидаемого объема товарооборота (ОРТож) путем суммирования фактического оборота розничной торговли за истекший период (ОРТ9месср) и плановой величины, установленной на оставшиеся месяцы текущего года () [45. С. 458]:

ОРТож = ОРТ 9 мес ср + ОРТ4 квПЛ.                                    (1.1)

При определении ожидаемого выполнения оборота розничной торговли следует учитывать изменение размера товарных запасов, поступление условной реализации и состояние торговли изучаемых товаров.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана оборота розничной торговли начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом обороте розничной торговли за весь отчетный (предплановый) период.

Планирование оборота розничной торговли (выручки от продажи товаров) по общему объему возможно с использованием следующих методов: балансового, экономико-статистического, нормативного, экономико-математического, метода экспертных оценок, метода получения целевой прибыли [18; 26; 33; 44-50].

Балансовый метод предполагает планирование общего объема оборота розничной торговли с использованием формулы балансовой увязки товарных ресурсов:

(1.2)

где ОРТпл – планируемый оборот розничной торговли по общему объему,       тыс. руб.; Знпл – запасы на начало планируемого периода, тыс. руб.; Ппл – планируемое поступление товаров в будущем периоде, тыс. руб.; Зкпл – планируемые запасы на конец периода, тыс. руб.; Впл – планируемое прочее выбытие товаров, тыс. руб.

Планируемые запасы на начало периода (Знпл) – остатки запасов товаров на конец отчетного периода.

Планируемое поступление товаров (Ппл)определяется, исходя из предполагаемых, заключенных предприятием договоров на поставку товаров в будущем году, учитывая состояние имеющихся запасов на предприятии:

(1.3)

где Кдпл – количество предполагаемых заключенных договоров в планируемом году;  - средняя сумма поставки по договору (определяется по средней взвешенной по всем договорам), тыс. руб.

Планируемые запасы на конец периода (Зкпл) рассчитываются на основе методов, приведенных в п. 1.1.3.

Планируемое прочее выбытие товаров (Впл) определяется на основе норм естественной убыли товаров либо по среднему удельному весу в процентах к обороту розничной торговли на основе ретроспективной информации о значении данного элемента – уровня к обороту розничной торговли,  за ряд предшествующих лет.

Экономико-статистические методы основаны на определении статистических средних за предыдущие периоды и расчете на этой основе оборота розничной торговли на будущий период.

Похожие материалы

Информация о работе