Широкое распространение вантовые мосты получили в начале ХХ в., особенно во Франции и ее колониях, решающее значение в успешном использовании вантовых ферм имели работы французского инженера Жискляра. Им были разработаны вантовые фермы, достаточно экономичные по расходу материала, и вместе с тем удовлетворяющие требованиям прочности, устойчивости и жесткости, предъявляемым к мостам. Поэтому началом эпохи вантовых мостов, можно считать конец XIХ, начало XX вв.
– 1907 (1909) г., Франция, мост Кассагне (Де-ля-Кассань) в Восточных Пиренеях пролетом 156 м под электрическую железную дорогу, построенный инженером Жискляром, именем которого названы вантовые фермы (рис. 1.14).
Рис. 1.14. Мост под железную дорогу, 1907 г.
В 1930 – 1940 гг. большое внимание строительству мостов с вантовыми решетчатыми фермами уделялось и в СССР, в качестве примеров сооружений следует назвать мост через р. Магана в Грузии пролетом 80 м (рис. 1.15), через р. Сурхоб пролетом 120 м, через р. Нарын пролетом 132 м и через р. Заревшан пролетом 145 м.
С середины 50-х г.г. на смену вантовым решетчатым фермам стали приходить вантово-балочные мостысовременных типов с металлическими, а в дальнейшем и с железобетонными балками жесткости. Первый такой мост был построен в 1956 г., в Швеции через фиорд Штремзунд (Стромзунд), пролет моста 182,6 м, система вант «пучок», мост двухпилонный (рис. 1.16).
Рис. 1.16. Схемы моста через Штремзунд
1 – ванты, 2 – балка жесткости, 3 – пилоны. 4 – проезжая часть, 5 – продольные связи между балками
Со второй половины ХХ в. вантово-балочные мосты стали получать все большее распространение. За последние десятилетия построены многие десятки вантовых мостов, из которых автодорожных и городских порядка 80%, совмещенных – около 15%, железнодорожных – около 5%.
Общая характеристика отдельных построенных в мире двухпилонных и однопилонных вантовых мостов приведена в табл. 1.3 и 1.4. Некоторые дополнительные сведения об этих сооружениях даны в приложении.
Таблица 1.4.
Из построенных за последние десятилетия в нашей стране вантово-балочных мостов, представляют наибольший интерес:
– 1983 г., г. Череповец, мост через р. Шексну пролетом 194 м, однопнлонный, система «веер» с малым числом вант (рис. 1.17 а);
– сданный в 2000 г. в постоянную эксплуатацию однопилонный мост через р. Обь у г. Сургута, с основным пролетом 408 м, система – многовантовый «веер» (рис. 1.17 б);
– строящийся в Санкт-Петербурге вантовый мост (рис. 1.18 в).
Рис. 1.17. Вантовые мосты
а – через р. Шексну, б – через р. Обь
Рис. 1.18. Строительство вантового моста через р. Неву
(снимок осени 2002 г.)
2. Принятая терминология
Висячими называют мосты, в пролетных строениях которых главными несущими элементами являются растянутые, гибкие, криволинейные нити (цепи или кабели), поддерживающие с помощью подвесок балку жесткости и передающие усилия на пилоны (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Висячий мост
1 – подвеска; 2 – нить; 3 – оттяжка; 4 – анкерная опора; 5 – пилон; 6 – балка жесткости;
6’ – ферма жесткости; d – панель; f – стрела провисания кабеля; h – высота балки (фермы) жесткости;
Hпл – высота пилона; L – пролет моста
Вантовыми называют мосты, пролетные строения которых состоят из балок жесткости и поддерживающих их растянутых, гибких, прямолинейных элементов – вант, закрепленных на пилонах (рис. 2.2). Термин ванты (want) заимствован из голландского языка: так называли специальные канатные конструкции для крепления мачт и парусной оснастки морских судов
Рис. 2.2. Вантовый мост
1 – оттяжка; 2 – подвеска; 3 – ванты; 4 – анкерная опора; 5 – пилон; 6 – балка жесткости;
L – главный пролет моста; L1 – боковой пролет моста
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.