Мосты больших пролетов. Проектирование висячих и вантовых мостов: Курс лекций, страница 3

Первый период – относящийся к XVIII в., представлен небольшими цепными мостиками:

– 1741 г., Англия, р. Тисс с величиной пролета 21 м (это первый висячий мост, описанный в литературе, конструктивная схема которого близка к современным схемам. Особенностью этого моста было наличие самостоятельной проезжей части, соединенной с цепью подвесками. Мост служил для прохода горнорабочих);

– 1796 г., США с величиной пролета 29 м и др.

В первый период, продолжавшийся примерно до 1810 г. строили, как правило, цепные мосты небольших пролетов, обладавшие значительным собственным весом и сравнительно небольшой грузоподъемностью. Основными несущими элементами этих мостов являлась цепь, составленная из колец или отдельных жестких элементов, соединенных между собой болтами (шарнирами).

Второй период – XIX в., характерен широким внедрением новых материалов чугуна и стали, давших толчок развитию мостостроения, и выявлявших экономические преимущества висячих мостов по сравнению с каменными:

– 1820 г., Англия р. Твид, мост с основным пролетом длиной 110 м (мост оказался примерно в четыре раза дешевле каменного моста такой же длины);

– 1826 г., Англия, Менейский мост с основным пролетом длиной 177 м (стрела провисания кабеля 1:12, мост прослужил около 100 лет).

Со второй четверти XIX в. начали широко применяться кабельные висячие мосты, в которых основной несущий элемент (цепь) был заменен тросом (проволочным кабелем):

– 1834 (1840) г., Швейцария (близ Фрайбурга), мост с основным пролетом длиной 265 (273) м (в этом сооружении впервые применен кабель из проволок, в то время мост являлся уникальным по своим размерам);

– 1850 г., г. Будапешт, р. Дунай, мост Ланцхид с основным пролетом 202 м (каменные пилоны моста выполнены в виде триумфальных арок и скульптур львов), в 1944 г. мост перестроен;

– 1883 г., США, Нью-Йорк, Бруклинский мост с основным пролетом 486 м, что почти вдвое увеличило мировой рекорд по величине пролета (рис. 1.2);

Бруклинский

Рис. 1.2. Бруклинский мост


– 1890 г., Англия, р. Темза – мост-замок Тауэр, этот мост стал своего рода символом Лондона, его достопримечательностью (рис. 1.3). Центральный пролет моста разводной, величиной 63 м.

Тауэр

Рис. 1.3. Тауэрский мост

(нижняя часть моста разводная, сверху (в галереях) находится пешеходный проход,

возможно там же расположены несущие кабели, проходящие между башнями)

Третий период – XX, начало XXI в. – характерен интенсивным сооружением висячих мостов:

– 1903 г., США, г. Нью-Йорк, Вильямсбургский мост с центральным пролетом величиной 488 м;

– 1905 г., г. Будапешт, р. Дунай, мост Елизаветы с пролетом 290 м, это один из последних помпезных, вычурных сооружений XIX в. (в 1944 г. разрушен, восстановлен в 1964 г. в современном стиле);

– 1926 г., США, р. Делавар в Филадельфии мост с центральным пролетом 533 м;

– 1937 г., США, г. Сан-Франциско, мост Золотые Ворота с центральным пролетом величиной 1280 м (рис. 1.4) (пилоны высотой 227,5 м несут нагрузку 22000 т, высота фермы жесткости 7,6 м, поддерживается двумя кабелями из параллельных проволок диаметром 92,7 см каждый);


G-gat-10 (с памятником)

Рис. 1.4. Мост Золотые ворота

(около моста установлен памятник его автору и находится музей, посвященный строительству моста)

Основные данные по наиболее известным, висячим мостам, построенным в XVIII–XX вв., сведены в таблицы 1.1, 1.2 и 1.3. В приложениях и на рис. 1.5 … 1.7 показаны фотографии некоторых перечисленных сооружений.

Таблица 1.1.