Рис. 1.6. Оклендский мост
Рис. 1.7. Фортский мост (Шотландия), 1958 г.
Последние десятилетия ХХ в. и начало XXI, характеризуются массовым строительством висячих мостов больших и сверхбольших пролетов в Японии, Дании, КНР, Великобритании, США, Швеции, Турции, Португалии и других странах (см. табл. 1.3 и приложения).
Таблица 1.3.
Первым висячим мостом в России считается построенный в 1823 г. в Екатериннгофском парке Петербурга мост пролетом 15,2 м.
В 1820 – 1830 гг., в Петербурге было построено несколько висячих мостов, некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня – Львиный, Почтамтский, Банковский (рис. 1.8), некоторые не дошли до нас, но оставили заметный след в истории города – Египетский, Пантелеймоновский и др. (рис. 1.9).
а) б)
в)
а) б)
В начале XIX в. существовало несколько проектов висячих мостов через Неву (рис. 1.10), однако реализовать их на практике не удалось.
а) б) в) г) д) |
Одними из первых построенных в России цепных мостов, также считаются построенные в 1853 г. два моста одинаковой конструкции через р. Великую в г. Острове. Мосты имели пролет 93 м и простые балки жесткости в виде деревянных ферм, в 1926 г. деревянные фермы были заменены металлическими.
Отставание нашей страны в области строительства висячих мостов больших и сверхбольших пролетов, объясняется многими причинами, одна из которых отсутствие сравнительно больших водных преград, требующих мостов большой длины и высоты.
Один из первых вантовых мостов был сооружен в 1600 г. в Венеции. Мост был построен с применением металлических цепей. В 1784 г. во Фрейбурге был построен вантовый мост из деревянных элементов.
Мосты с радиально-вантовыми фермами висячей системы предложены французским инженером Пойе в 1790 г.г. Среди первых реализованных проектов следует отметить:
– 1817 г., Англия, пешеходный мост (рис. 1.11) пролетом 33,5 м (из проволочных канатов с металлическим пилоном).
Рис. 1.11. Пешеходный мост, 1817 г.
Далее в строительстве вантовых мостов произошел многолетний перерыв, первая половина XIX в. была периодом увлечения легкими висячими цепными мостиками. Отказ от строительства вантовых мостов в тот период объясняется серьезными конструктивными и эксплуатационными недостатками, обусловленными в основном непониманием действительной работы сооружений вследствие низкого уровня развития строительной механики того времени и дефектами конструктивных решений. В частности; недостаточное сечение вант и чрезвычайно большое провисание их под действием собственного веса вызывали значительные деформации пролетных строений при проходе по мосту временной нагрузки. В результате сложилось мнение, что вантовые системы обладают чрезвычайно малой жесткостью и для мостов непригодны. Лишь позже, когда для повышения жесткости легких цепных висячих мостов пришлось переходить к более тяжелым комбинированным цепным системам с балками жесткости, снова начали обращаться к вантовым системам.
– 1868 г., г. Прага, р. Влтава, вантовая ферма пролетом 146 м (рис. 1.12).
Рис. 1.12. мост через Влтаву, 1868 г.
Кроме применения в мостах вантовых систем в чистом виде, во второй половине XIX в. ванты начинают использовать и в сочетании с цепью в висячих и цепных мостах с целью повышения их жесткости (рис. 1.13).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.