Психологический контроль в спорте высших достижений, страница 7

1.  Номинативные шкалы (шкалы наименований). Это простейшая классификация испытуемых: мужчина/женщина.

2.  Порядковые шкалы. Здесь субъекты ранжированы, например, по росту, весу и т.д.

3.  Шкалы интервалов. В них разности между значениями во всех точках данной шкалы равны.

4.  Шкалы отношений. Они имеют нулевую точку, указывающую на полное отсутствие измеряемого свойства.

Для построения опросников при изучении свойств личности используются шкалы отношений.

Психологический тест может быть охарактеризован как эффективный при условии, что он удовлетворяет определенным требованиям. Основные требования следующие:

1.  Использование шкалы интервалов.

2.  Надежность.

3.  Валидность.

4.  Дискриминативность.

5.  Наличие нормативных данных.

Надежность. Тест называется надежным, если он является внутренне согласованным, если он дает одни и те же показатели для каждого испытуемого при повторном тестировании. Надежность при повторном тестировании называется нетестовой  надежностью. Коэффициент надежности – 0,7. Если менее 0,7 – тест ненадежен.

Валидность. Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Различают:

- Очевидная валидность. Тест является, очевидно, валидным, если о нем складывается впечатление у испытуемых, что он измеряет то, для чего предназначен.

- Конкурентная валидность оценивается по корреляции результатов данного теста с результатами других тестов

Конкурентная валидность теста может быть определена и с  помощью экспертной оценки с использованием специалистов.

Прогностическая валидность. Для ее установления изучаются корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Например, прогностическая валидность теста интеллекта может быть продемонстрирована корреляцией показателей в возрасте 11 лет с успеваемостью в 16 лет, при обучении в институте. 

Дискриминативность теста состоит в следующем. Достижение удовлетворительного распределения показателей является одной из целей разработчика теста. Например, какова будет ценность психологического теста, по которому все испытуемые показали одинаковые результаты.

Результаты должны подчиняться закону нормального распределения.

Преимущество психологических тестов в их стандартизации. Возможно сравнение показателя испытуемого с таковыми в генеральной совокупности.

Количество испытуемых при этом может быть различным от нескольких сотен до нескольких тысяч. Например, для школьников – 10000, для укротителей львов значительно меньше – 100.

Маленькая, но репрезентативная выборка более предпочтительна, чем большая, не равномерно представленная.

При конструировании опросников необходимо придерживаться следующего:

1.  Использование ответов на вопросы:

- «да», «нет»

- «да», «затрудняюсь ответить», «нет».

- «всегда», «почти всегда», «иногда».

- «редко», «никогда».

5 баллов и более.

2.  Устранять возможность проникновения испытуемых в суть того, что изучается при помощи теста.

3.  Формировать понятные недвусмысленные вопросы. «Нравится ли Вам спорт». Это слишком общий, неконкретный вопрос.

4.  В каждом задании следует давать только один вопрос или делать только одно утверждение.

Например, в опроснике темперамента – есть вопрос «быстро засыпаю», «просыпаюсь и встаю».

5.  Избегать, насколько это возможно, слов, определяющих частоту действий. «Часто ли вам снятся сны». Здесь все зависит от значения слова «часто». Кто как его понимает.

6.  Насколько возможно, избегать терминов, выражающих чувства.

7.  В инструкции обеспечить информацию, чтобы испытуемые давали первые, приходящие на ум ответы. Не рекомендуйте долго размышлять.

Избегать явно социально желательных (нежелательных заданий). Например, «Я постоянно лгу», «Я скупой», «Я не могу контролировать свои эмоции».

Вопросы следует задавать в другой форме (можно проективной).